13.08.07.
С.М.Зорин
Перепечатывается из журнала "Дельфис",
N.1, 2006 г.
Коммуна Живой Этики в Италии
Поезд "Рим-Флоренция" через полтора часа доставил меня на станцию Кьюзи канченьяно терме (Chiusi chianciano terme). Оттуда на машине мы вместе со встретившим меня Джузеппе Кампанелла едем, поднимаясь вверх по вьющейся дороге в городок Читта делла Пьеве (Citta della Pieve). Проезжаем его насквозь и попадаем в замечательный уголок в горах, где и находится главная усадьба Коммуны Живой Этики. Само название этой Коммуны ясно показывает, что исповедуют её создатели и какие идеи ведут их по жизни. Сегодня это Центр Творческой Медитации и многоплановой культурной работы наших итальянских друзей. Как говорят сами коммунары: "Коммуна - это не место и не группа людей, это степень нашего осознания на пути в Новую Эпоху".
Коммуну основали в 1981 году двенадцать друзей, которых в то время вдохновляли идеи "отца" психосинтеза Роберто Ассаджоли, с которым работал вместе нынешний руководитель Коммуны Живой Этики Серджо Бартоли (Sergio Bartoli). Он доктор медицинских и психологических наук. Несколько десятилетий назад он основал в Риме Центр Психосинтеза и руководил им более двадцати лет. В начале 80-х он переехал в Умбрию в центральной части Италии, где тут же основал экспериментальный учебный центр, занимающийся исследованиями на стыке биологического, психологического и духовного в жизни личности. Этот центр и стал позднее Коммуной Живой Этики, которой Серджо Бартоли успешно руководит и по сей день. С первых лет её существования уделялось огромное внимание развитию творческого использования мысли. Всё в этом мире создано творческой мыслью. Мысли человека проникают в самые отдалённые уголки Вселенной. Но они бывают разные: и созидательные, и разрушительные. Культура мысли, ясномыслие может быть воспитано только огромной духовной работой. Совершенствование личности заключается в пробуждении её скрытых талантов и, в конечном итоге, её высших качеств, её нравственного начала, что только и даёт двуногому примату право называться Человеком. Именно это является главным направлением работы Коммуны Живой Этики, расположенной в живописной горной местности Umbrian Tuscan.
Центральная усадьба Коммуны "Огненный холм". В 1984 году основатели общины купили и любовно отреставрировали первый большой двухэтажный дом "Огненный Холм", который с тех пор стал центральной усадьбой. В ней регулярно собирается вся Коммуна, которая за два десятилетия значительно разрослась во всех отношениях. На порядок увеличилось число её членов. Кроме упомянутого выше Центра Творческой Медитации, по проектам архитекторов Коммуны Франко Аньези и Фьёренцы Бортолотти построены несколько уникальных домов-центров для других видов работы. Querce (Дубы) Центр Нового Образования, Ermes (Гермес) Центр Новой Психологии, II Portale (Портал) - Центр Новой Культуры и Valle del Sole (Солнечная долина) - поселение для Новой Жизни Коммуны, включающее также Saint Michael Centre (Центр Святого Михаила). Франко и Фьёренцу я знаю уже несколько лет, объездил вместе с ними, а также с филологом и прекрасным музыкантом Валентиной Ганц самые дорогие для меня места в Италии, связанные с жизнью и творчеством Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля.
В Оптическом театре мною создан цикл литературно-сценических композиций, посвященный этим титанам Эпохи Возрождения. Две поездки в Италию и путешествие от Рима на юге через Перуджу, Ареццо, Флоренцию, Винчи и т.д. до Милана на севере позволили мне отснять действительно уникальный материал, который я теперь использую в своих композициях. Когда члены Коммуны появились в России впервые, приехав в Москву в Международный Центр Рерихов на конференцию, то посетили все музеи Кремля, включая уникальный Алмазный фонд. Потом побывали в Эрмитаже Санкт-Петербурга и осмотрели другие достопримечательности, которыми обычно потчуют иностранцев. Уезжая домой после первого своего визита в нашу страну, итальянцы сказали, что самое сильное впечатление в России на них произвёл Оптический театр Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Не скрою, что мне как изобретателю, создавшему за четыре десятилетия весь набор уникальных оптических инструментов этого театра, было очень приятно это услышать. Приятно и удивительно. Но итальянцы, регулярно приезжая на наши международные конференции, неизменно бывали и в Оптическом театре, говоря, что они мечтали бы иметь нечто подобное в своём будущем культурном центре. Именно потому, что их так впечатлил наш театр и светозвуковые композиции, которые они в нём видели, я и был дважды приглашён в их Коммуну, где меня принимали с великим радушием и гостеприимством.
Знакомство с жизнью Коммуны изнутри подвигло меня к написанию этой небольшой статьи об удивительном явлении в духовной и культурной жизни Италии, которое, уверен, будет интересно и русскому читателю. Сердцем Коммуны является Poggio del Fuoco (Центр Творческой Медитации), в разноплановой деятельности которого воплощаются в жизнь принципы Живой Этики. Рядом с основной усадьбой был построен зал для медитации, в котором и ведётся большая работа по духовному совершенствованию членов Коммуны. Главным символом этого Центра является Знамя Мира, предложенное великим русским художником и мыслителем Н.К.Рерихом, принимавшим самое активное участие в создании Учения Живой Этики. Этот символ он предъявил миру в 1929 году вместе с Пактом Рериха, призванным защищать от варварства достижения мировой культуры. Приезжающим в Коммуну гостям, которые впервые видят этот символ, члены Коммуны объясняют, что Знамя Мира (три красных диска внутри красного же кольца) изображает грядущую гармонию Религии, Науки и Искусства в круге Культуры.
В усадьбе Poggio del Fuoco имеются комнаты для размещения приезжающих. В оба приезда я как раз и жил в центральной усадьбе, причём во второй приезд, осенью 2005 года, жил в ней один. Просыпаясь ранним утром, я открывал окно и любовался дивным пейзажем. Место действительно волшебное. Игра солнечных лучей в утреннем тумане завораживает. После душа спускался на первый этаж в прекрасно оборудованную столовую. В нескольких уютных залах первого этажа размещена постоянная выставка больших репродукций с картин любимого и почитаемого в Коммуне Н.К.Рериха. Когда я поздно возвращался в эту обитель в горах, то меня всегда встречал неяркий свет в окне выставочного зала. Возле портретов Н.К.Рериха и Е.И.Рерих кисти С.Н.Рериха круглосуточно светится большой кристалл. Рядом с ним на столике лежит альбом с цветными фотографиями картин, под которыми на двух языках - итальянском и русском написаны их названия. Все фотографии пронумерованы, а рядом с копиями картин на стене находятся номера. Я наблюдал, как долго и внимательно рассматривают и сами коммунары, и гости Коммуны картины великого русского художника, часто обращаясь к альбому за уточнением названия. В одном из залов камин, в другом рояль. Во всех - удобная мягкая мебель. Дом хоть и стоит в горах на отшибе, но имеет все удобства, оборудован по последнему слову техники и обставлен с большим вкусом. Вот так нужно строить дома в общинах, - хочется сказать всем мечтателям в России. Но боюсь, что ещё очень долго у наших общинников ничего подобного не будет. И дело не только в средствах, но и в культуре строительства, и в общей культуре. А главное, в атмосфере сотрудничества, доброжелательности, нетерпимости к своим недостаткам и терпимости к недостаткам других. И до этого нам, к сожалению, тоже ещё далеко.
Сооружение купола Культурного центра Коммуны. В свой второй визит в Италию я приехал в центральную усадьбу поздно и в темноте не заметил никаких изменений. Но утром из окна буквально в ста метрах увидел, как возводится уникальное здание Культурного центра Коммуны. Естественно, что вскоре был уже на стройке. Полусферический зал диаметром 25 метров полностью сделан из дерева. Я с удивлением наблюдал, с какой поразительной скоростью возводили это сооружение всего три человека. Двое высококвалифицированных рабочих и крановщик, который всё время находился наверху рядом с рабочими, укладывавшими склеенные брусья в сегменты полусферической крыши. Оператор-крановщик с помощью дистанционного пульта управления очень точно подавал всё необходимое буквально в руки рабочим, виртуозно управляя краном. В большом подъёмном кране нет даже намёка на кабину для крановщика. Он изначально спроектирован для дистанционного управления оператором. За одни сутки три человека собрали огромный купол, что можно увидеть на фотоснимках, сделанных с разницей в 24 часа. В плане это сооружение напоминает мандалу. Под куполом полусферы расположена специальная капсула для медитации с прозрачной полусферой над ней. Человек, который будет находиться в этой капсуле, будет видеть над собой ночью звёзды, которые в горах, в удалении от населённых пунктов полыхают особенно ярко.
Архитектор Франко Аньези с воодушевлением рассказывал, как много надежд и планов связано у коммунаров с этим рождающимся шедевром архитектуры. Это будет активно действующий многопрофильный Центр, предназначенный для воплощения в жизнь и распространения идей Новой Культуры. В этом уникальном здании, в котором преобладает дерево, будут проводиться национальные и интернациональные конгрессы и конференции, будут ставиться театральные постановки. В нём также будут проходить выступления музыкантов и мастеров слова, будут организовываться выставки современных художников и художников прошлых веков. Для всего хватит места в этом прекрасно продуманном и спланированном Центре.
Члены Коммуны осознанно и ответственно участвуют в планетарной эволюции, в движении к Свету. Они ведут за собой по этому пути детей, молодёжь и взрослых, желающих совершенствования. Практика Живой Этики требует готовности сознания вмещать новые знания о мире, целенаправленно и трудолюбиво внедрять эти знания в нашу жизнь, не сдаваясь чудовищному прессингу тьмы, царящей сегодня на планете. Раскрыть новые грани мира для приезжающих на учёбу в Коммуну Живой Этики помогают три школы: Школа Творческой Медитации, Школа Семи Лучей и Школа Служения. Обучение в Школе Творческой Медитации базируется на основе теории и практики психологической медитации Роберто Ассаджоли. Начальный курс обучения длится три года и включает в себя теоретические занятия, мастерские и ежегодные конференции. После завершения этого курса неофит становится учеником Школы Творческой Медитации, обучение в которой длится ещё десять лет. Только такая длительная и напряжённая духовная работа даёт возможность глубинного постижения принципов и законов Нового Времени.
Школа Семи Лучей предполагает семилетний (по сути заочный) курс обучения. Каждый год все обучающиеся в этой школе участвуют в неделе группового обучения в самой Коммуне. Для них в это время также возможны занятия и в других мастерских, у других наставников. Расписание дополнительных занятий составляются на этих же встречах.
Школа Служения открыта для всех, кто желает активно и осознанно служить обновлению Земли, гармонизации наших отношений с миром, для всех мечтающих о возвращении человека в лоно биосферы, из которого мы так трагически выпали, противопоставив себя всему живому миру. Всё это достигается как с помощью духовной практики "Служение", так и с помощью практического обучения в разных областях человеческой деятельности. В этой школе обучают работе на земле, рукоделию, садоводству. Обучают не столько в теории, сколько на практике. Коммуна имеет свои виноградники и большие оливковые рощи. Занимающиеся в Школе Служения служат своим ближним и ведением домашнего хозяйства, и сбором урожая винограда и оливок, и дальнейшей переработкой собранного урожая...
Очень интересен и Центр Нового Образования "Дубы". Нужно подчеркнуть, что Коммуна расположена рядом с большим дубовым лесом в местах обитания святого Франциска Ассизского. В Учении Живой Этики сказано, что люди должны селиться на испытанных местах. "Конечно, растения покажут лучшие возможности. Смотрите, где кедр и сосна, где вереск и дуб, где травы и цветы ярки". Именно поэтому основатели Коммуны выбрали это удивительное место в Италии. В мастерских и студиях Центра Нового Образования ведётся работа по трём направлениям: постижение и создание Красоты в произведениях искусства, научный поиск, устремлённый к основам Истинного Знания, и выработка правильных отношений в области политики и экономики, основанных на началах справедливости и взаимопонимания между людьми. Для этого много внимания в учебном процессе уделяется развитию и гармонизации личности и межличностным отношениям.
Главное - это раскрытие гигантского потенциала человека, о котором мы, запутавшиеся в сетях тьмы, пока даже представления не имеем. В нашей цивилизации неоправданно большое внимание уделяется телесной жизни индивида. Вместо развития самого человека, живущего в согласии с биосферой, мы с упоением придумываем самые различные протезы, компенсирующие нашу "немощь" - физическую и умственную. Машины за нас должны делать всё, выполнять тяжёлую физическую работу. С появлением компьютеров мы перекладываем на машины и умственную работу. При этом сам человек постепенно деградирует, его истинные возможности не раскрыты пока даже в малой степени. Центр Нового Образования помогает человеку постичь самого себя, свою истинную природу, многоплановость человеческой личности. Этот Центр концентрирует внимание учащихся на духовной сфере жизни. Это невероятно важно сегодня, в эпоху обрушения всех морально-нравственных устоев, что привело человечество не только к нарастающему экологическому кризису, но и на край пропасти небытия. От ныне живущих людей зависит, будет ли Земля обитаема впредь. Понимая ответственность перед грядущими поколениями и перед самой жизнью, наставники Центра Нового Образования делают всё, что в их силах, чтобы воспитывать сознательных строителей новой светлой Реальности. В Центре Нового Образования обучают не только учеников, но и учителей, желающих совершенствоваться и углублять свои познания в области новой педагогики и психоэнергетики.
Центр "Гермес" создан как интернациональный Центр Новой Психологии. В нём главный упор делается на личностном росте учащихся путем восстановления гармонии между разными уровнями внутри самой личности. С помощью психосинтеза каждый ученик активно занимается самообразованием и самореализацией в гармоничном содружестве с другими обучающимися и с наставникам и учителями. Занимаются в этом Центре и те, кто сами в будущем будут учить других этими методами. Для их обучения, кроме наставников самого Центра, приглашают зарубежных экспертов и представителей организаций The Findhom Foundation и The International W.Y.S.E. Organisation для молодых людей.
В маленьком городке Читта делла Пьеве, типичном центре итальянского Ренессанса, в котором, кстати, родился знаменитый Перуджино (учитель Рафаэля), несколько лет назад Коммуна открыла Культурный Центр (И Portale). Он расположен в крыле великолепного старинного особняка, имеющего большую историческую ценность. Сюда с удовольствием приходят местные жители, чтобы поработать в уютной библиотеке или полюбоваться картинами сменяющих друг друга художественных выставок. Не меньшей популярностью пользуются лекции и концерты, проводимые коммунарами. Как символ обновления и осветления нашей жизни с помощью культуры этот Центр украшает Знамя Мира Н.К.Рериха, висящее на самом видном месте.
Солнечная Долина - это селение, где живут члены Коммуны, воплощающие в реальной жизни и в сельскохозяйственной деятельности идею общины, внедряющие в практику принципы и законы Новой Этики. В этой созидательной работе принимают участие и те члены Коммуны, которые не живут постоянно в Солнечной Долине, а обитают со своими семьями в сельской местности вокруг городка Читта делла Пьеве. И все вместе они выращивают не только хорошие урожаи, но и воспитывают своих детей, помогая раскрывать им свой потенциал в семье, построенной на замечательных идеях Живой Этики, в Духовной Семье. Дружная работа при сборе оливок и винограда и при производстве из них оливкового масла и прекрасного сухого вина не только сплачивает людей, но и даёт вполне ощутимый доход, позволяя коммунарам за эти деньги реализовывать многие культурные программы. Серьёзное внимание уделяют коммунары и производству лекарств из натуральных растительных продуктов по старинным народным рецептам.
В январе 1999 года в Солнечной Долине начала работу новая Школа - Центр Святого Михаила. На общинные принципы жизни обращается в этой Школе особое внимание. Центр Святого Михаила создан для установления новых, гармоничных отношений между отдельными людьми и группами людей, способствуя их объединению и активному культурному обмену между национальными и интернациональными группами. В школе Солнечной Долины занятия проходят в четырёх мастерских и длятся три года. Постоянно в Коммуне её члены не живут. Они собираются для конкретных дел, а, завершив их, разъезжаются по домам.
В Коммуне с самого начала проводятся просветительно-образовательные семинары и курсы. Занятия культурой, ремёслами и работа на земле чередуются с психологическими тренингами и духовными практиками. Гости Коммуны, посещающие курсы, приезжают из самых разных уголков Италии. Они проводят в Poggio del Fuoco выходные дни или остаются на неделю, если этого требует определённый курс, а затем возвращаются в свои города. С октября по июнь работа в Коммуне ведётся только по выходным, а с июня до конца сентября с понедельника до субботы. Занятия проводятся как с начинающими, так и весьма осведомлёнными учащимися. Есть также курсы для психологов, педагогов, лидеров групп, которые хотели бы повысить свой профессиональный уровень. В зависимости от проводимой работы некоторые группы встречаются только раз в год, а другие от четырёх до шести.
Особенно интересной и важной, с моей точки зрения, является работа с детьми и молодёжью. С 1986 года Коммуна предложила школьникам и молодым людям принимать участие в жизни Коммуны во время летних каникул. Каждый год задаётся новая тема, разработка и проведение которой вдохновляет творчески мыслящих, хорошо образованных педагогов. Проводя занятия, по сути, в рамках Гуманной педагогики, преподаватели стараются развить возможности и таланты детей, обращая их взоры к внутреннему миру. Наставники помогают каждому ребёнку, как в обучении различным дисциплинам, так и в следовании по духовному пути. Огромное значение придаётся коллективной работе, общинным принципам, которые являются основополагающими в Учении Живой Этики. Это особенно удивительно видеть в Италии. В России, где родились и выросли Рерихи, давшие миру Учение Живой Этики, и где более семидесяти лет пытались строить коммунизм, такая Коммуна воспринималась бы как нечто само собой разумеющееся. Но в капиталистической Италии, где, как и во всех странах Запада, правит капитал и торжествуют законы пресловутого рынка, истинно общинная жизнь кажется невозможной. И, тем не менее, именно в сердце Италии, в Перудже, я встретил людей, которые поразили меня своим серьёзным и ответственным отношением к жизни, своей благородной работой по созиданию светлого будущего на нашей планете.
Общинные принципы взаимоотношений стали нормой в жизни и работе всех членов Коммуны. Эти же принципы педагогами всех школ Коммуны считаются важнейшими и в воспитании детей. От индивидуализма и обособленности, которые в человеке воспитывают с детства капиталистические отношения, ребята за время пребывания и обучения в Коммуне приходят к сотрудничеству и умению дружно работать в коллективе. Видеть это удивительно и больно, когда вспоминаешь, как наша страна, которой сейчас навязан дикий капитализм в самой его извращённой и чудовищной форме, постепенно погружается в сумерки индивидуализма и разобщения. Чудовищный девиз потребителя-мародёра "Бери от жизни всё!" мы видим на каждом шагу в Новой России. В Коммуне учат детей самоотдаче, учат жить в гармонии с окружающим миром, учат смотреть на жизнь как на духовную реальность.
"Школа Урусвати", расположенная в живописной, холмистой, окружённой лесами местности, построена из экологически чистых материалов. Это школа нового типа, ведущая детей к осознанию основополагающих ценностей, вдохновляющая новые поколения на максимальное раскрытие истинных способностей и возможностей человека. "Психическая энергия, психосинтез, психоэнергетика" - эти понятия для новой школы столь же естественны, как для старой школы - "парта, доска, двойка". "Школа Урусвати" не только своими программами, но, главное, поведением и самой жизнью воспитателей способствует гармоничному развитию личности, понимаемой как психофизическая и духовная сущность. Детей учат, как строить добрые отношения между людьми как членами планетарного сообщества. В школе, не выходя, тем не менее, за рамки итальянского законодательства, применяют образовательные программы, использующие холистические (целостные) методы обучения. Особое внимание обращается на развитие сознания молодых людей. Естественно, что в школе Коммуны дети получают начальное и среднее образование, но в отличие от обычной школы больше сил и времени тратится на художественное образование и изучение языков. При необходимости ученики могут постоянно проживать в комплексе школы, а могут приезжать из дома.
Здание школы площадью 800 кв. метров поделено на две части: в первой проходит учебная деятельность, а во второй живут учащиеся и их учителя-наставники. Меня поражало всё в этой школе, в ней всё хорошо продумано для жизни, занятий и игр. Прекрасная кухня, залы для занятия музыкой, пластикой, разными играми. Цветовое оформление комнат также продумано и соответствует той деятельности, которая в них проводится. Вокруг здания школы расположены спортивные площадки и места для отдыха. Очаровательная природа, зовущие в лес тропинки предоставляют прекрасную возможность для познавательных прогулок. Помимо обязательных занятий, ученики могут дополнительно посещать различные курсы, студии, заниматься исследовательской работой. И всё это в рамках учебного года. Студию учащийся выбирает себе сам, но может советоваться при выборе и с учителями, и с родителями.
В "Школе Урусвати" проводится дополнительная студийная работа с детьми по следующим направлениям: астрономия, театр, живопись, кино, музыка, компьютеры, спорт, садоводство, кулинария. Особенно я позавидовал детям, которые там учатся, посмотрев многочисленные красочные фолианты по искусству разных эпох и разных народов. Все занятия с детьми в Коммуне направлены также на то, чтобы научить ребят по-новому смотреть на культуру, научить воспринимать её как единство искусства, науки и религии, основываясь на ценностях, выраженных, в том числе, и в Пакте Рериха, проникнутом духом единения сил Света перед натиском тьмы, жаждущей абсолютной власти на планете.
Недавно Коммуна приобрела в собственность имение семьи Рерих "Крукети" в Калимпонге (штат Западная Бенгалия, Индия), в котором Елена Ивановна Рерих вместе с сыном Юрием Николаевичем провела последние семь лет своей земной жизни. Я был в этом доме 27 февраля 2000 года, а уже 28 февраля в дом въехал новый владелец, который решил сделать из него отель для туристов. Опоздай мы на один день, и посещение дома было бы уже невозможно. Подробнейшим образом отснял я тогда этот дом изнутри и снаружи. В нём даже спустя сорок пять лет было ещё ощутимо присутствие Великих Душ. В прошлом году приехавшие на Международную конференцию в МЦР члены Коммуны Живой Этики сказали, что они купили дом в Калимпонге и попросили меня дать им фотографии "Крукети". Я с удовольствием отдал им все свои снимки, полагая, что они помогут коммунарам восстановить дом в его первоначальном облике после всех переделок, которые успел сделать новый владелец. В декабре 2005 года в Индии состоялось открытие этого дома как Международного Культурного центра, посвященного Елене Ивановне и Учению Живой Этики.
В заключение мне хотелось бы сказать, что больше всего меня удивляло и даже поражало то, что вся многоплановая работа в Коммуне проводится спокойно, размеренно, планомерно, так, как будто на Земле давно построена иная система взаимоотношений между людьми, - система Света. Вот замечательный пример того, что мыслью созидается этот мир, что примером и горением самих наставников воспитываются дети. Правильные мысли, правильные слова, за которыми тут же следуют подтверждающие их дела, дают прекрасные, видимые всем результаты. И всё это без надрыва, без метаний и склок, а в дружном совместном устремлении к Новому Миру, контуры которого показали людям наши великие соотечественники. Мы, мечтающие в России о праведном пути и о поселениях на природе, могли бы многому поучиться у наших итальянских друзей.
Читта деля Пьеве - Москва