Форум GISE - Экопоселения

Скульптура, МАФ и декор фасадов домов.

Главная сайта   Форум
Реклама на форуме => смотреть тему РЕКЛАМА будут вопросы пишите на e-mail: 00w@mail.ru

 

Информация

Отдых. Гостиницы:
Гостевой дом Эрсико Гостевой дом "Эрсико", г-к Анапа, ул. Самбурова, дом 162

Гостевой дом Поющие в Терновнике Гостевой дом Поющие в Терновнике, г-к Анапа,
ул. Терновая, 12

отдых на Черном море в Анапе, Краснодарский край.


Форумы и сайты:

Друзья сайта


Вернуться   Форум GISE - Экопоселения > Экотуризм, ремесла, творчество и бизнес > Геленджикский район

Геленджикский район Отдых, недвижимость в Геленджике и Геленджикском районе: Кабардинка, Дивноморское, Джанхот, Прасковеевка, Криница, Бетта, Архипово-Осиповка и др.

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 06.04.2009, 00:24   #1
Alexander
Administrator
 
Аватар для Alexander
 
Регистрация: 15.03.2009
Адрес: Москва
Возраст: 65
Сообщений: 614
Записей в дневнике: 6
Alexander на пути к лучшему
По умолчанию Село Текос, Геленджикского района

Село Текос


Деревня Текос, расположенная на реке Текос, между селом Пшада и пос. Архипо-Осиповка, числилась в составе Туапсинского округа Черноморской губернии по ревизии 1896 года.

По сведениям помощника начальника КОЖУ, деревня Текос Архипо-Осиповского сельского общества на 1905 год имела 14 дворов чешских поселян.

По ревизии от 26 апреля 1923 года, село Текос числилось в составе Джубгской волости Туапсинского района Черноморского округа Кубано-Черноморской губернии.

При образовании Геленджикского района село Текос решением от 26 января 1925 года Северо-Кавказского крайисполкома передано в состав Геленджикского района Северо-Кавказского края.

Село Текос расположено в 10 км от пос. Архипо-Осиповка.

В селе Текос имелось 134 дворов — 23, население — 1321 души, из них мужчин — 72, женщин — 60, детей — 58. Национальность — русские и поляки (60%). Основное занятие — хлебопашество и лесозаготовка. Работали почта и телеграф. Отношение к Коммунистической партии неопределенное.

Вблизи села Текос в 1995 г. академик АПН Михаил Петрович Щетинин создал общеобразовательный лицей для особо одаренных детей на 300 чел.
Учатся здесь не только россияне, но и посланцы стран СНГ, дальнего зарубежья.

С 26 декабря 1962 года в связи с ликвидацией Геленджикского района село Текос передано в состав Туапсинского сельского района, а с 16 января 1965 года село Текос возвращено в состав Геленджикского района Краснодарского края.
Alexander вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.04.2009, 00:43   #2
Alexander
Administrator
 
Аватар для Alexander
 
Регистрация: 15.03.2009
Адрес: Москва
Возраст: 65
Сообщений: 614
Записей в дневнике: 6
Alexander на пути к лучшему
По умолчанию

Школа М.П. Щетинина
источник

Представьте себе, что Вы все еще учитесь в школе. Скорее всего, Вам многое не нравится -отношение учителей к Вам, отношение учеников к учителям, способ обучения, способ проверки знаний и многое другое, если не все. А теперь попробуйте представить себе "идеальную" школу - такую, из которой убрали все то, что Вам не нравилось. Представили? Тогда попробуйте обдумать, можно ли воплотить в жизнь этот идеал. Наверное, Вам кажется, что это невозможно? А некоторых это не пугает, и они пытаются на самом деле создать такую школу, в которой детям хочется и нравится учитьСЯ ("учить СЕБЯ") и учить других, а учителя помогают им в этом.
Вы когда-нибудь слышали про школу Щетинина? И младшие, и старшие дети там становятся учениками, учителями и методистами друг для друга. Но главной особенностью учеников этой школы является другое - каждый из них ищет свои ответы на важные вопросы: что такое Человек, Ученик, Учитель? Родители? Люди, которые рядом? Родина? Природа? Космос? Что это значит именно для меня? Некоторым взрослым кажется, что дети не способны размышлять о таких "возвышенных взрослых понятиях" и воспринимать их. Но в школе Щетинина никто не согласится с таким мнением. И еще здесь говорят: человек пришел не приспосабливаться к миру, не копировать его, а строить и преобразовывать жизнь. Иначе как исполнится желание отцов, которые всегда хотят, чтобы дети жили лучше их?
Несколько лет назад вышла телепередача "Пресс-клуб" о школе Михаила Петровича Щетинина в поселке Текос Краснодарского края. Сам этот факт говорит о том, что школа -явление яркое и уникальное. Но передача не стала спокойным и объективным рассказом об этой школе. В ней звучали обвинения: "сектантство", "замкнутость", "дети не осваивают знаний в соответствии с государственным стандартом". Сколько себя помнит педагогика, еще со времен Сократа толпа стремилась "побить каменьями" ярких учителей-философов за то, что они смущают юношество и преподают не по стандарту.
Конечно, система Щетинина, будучи уникальным явлением в мире современного образования, вызывает споры и неоднозначные оценки.
Щетинин совершил величайшее образовательное открытие. Он открыл новое содержание образования. Он так построил уклад жизни в своей школе, на своем педагогическом "острове", что этот уклад и стал содержанием образования. Конечно, обычная школьная программа (учебные предметы) здесь тоже есть, школьники изучают и математику, и биологию. Но это материал, а содержанием стал жизненный уклад Текоса. Строительство домов, добывание пищи, защита жилища, искусство, общение друг с другом.
И еще: все педагоги давно уже говорят о том, что все дети разные, и у них не только разный ритм учения, но и разные области наиболее полного раскрытия способностей. Но пока только Щетинин смог сделать так, что разные дети движутся в учении своим, исключительно индивидуальным темпом. В школе Щетинина один и тот же ученик (например, десятиклассник) может изучать, например, физику - по программе 9 класса (потому что ему нужен более медленный темп), историю - по программе 11 класса, а архитектуру - по вузовской программе. Ему не нужно прекращать изучение всех остальных предметов до тех пор, пока он не сдаст все зачеты по всем предметам за определенный класс, он может изучать каждый предмет в своем темпе. Это и есть принцип "непрерывного обучения".
В "официальной" педагогической науке технология М.П. Щетинина называется словом "погружение". Подразумевается длительное занятие (от 3 до 9 дней) одним словесно-знаковым предметом (математикой, или физикой, или географией, и т.п.). При этом уроки "основного" ("левополушарного") предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы ("правополушарными" предметами - музыкой, живописью, лепкой, танцами), а сами "погружения" повторяются через определенный промежуток времени.
Щетининым была высказана идея о том, что спад здоровья детей от класса классу во многом обусловлен неравномерной нагрузкой лево- и правополушарных центров головного мозга. "Наша школа специализируется на развитии вербально-знакового мышления, а это означает, что почти все предметы, если пользоваться терминологией учения об асимметрии головного мозга, - "левополушарные", то есть формируют, так сказать, "алгебраическое" мышление. А тот тип мышления, который мы называем интуитивным, образным, собственно творческим, который обусловлен работой правого полушария головного мозга, в системе школьных предметов - в общей их пропорции в учебном плане - представлен ничтожно мало.
Что же получается? Идут один за другим уроки математики, литературы, физики, химии - и часть мозга требует не просто отдыха, но восполнения затрат энергии. Другая же часть, которая накапливала энергию, настоятельно требует ее сброса. Сброса, как видим, практически не происходит. И те, и другие участки мозга оказываются в чрезвычайно дискомфортном состоянии. Мозг отключается. Ученик не работает, а если и работает, то с низкой продуктивностью. Этот дисбаланс приводит к тому, что две трети учебного времени как бы "спят". Вот почему нам необходим учебный план, в котором были бы представлены на равных предметы образно-эмоционального и понятийно-логического циклов".
Впервые учебный план, рассчитанный на технологию "чередующихся" уроков для всех классов, был утвержден в июне 1988 года для средней школы открывающегося Центра комплексного формирования личности детей и подростков (директор М.П. Щетинин) в станице Азовской Краснодарского края.
Очевидное уменьшение количества часов на "левополушарные" предметы приводит к задаче концентрации знаний или "прессования времени" (термин М.П. Щетинина). Тогда и возникла идея "погружения" как "способа познания". В качестве теоретической основы было взято учение о доминантной деятельности А.И. Ухтомского, для систематизации знаний - идеи укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева (он был консультантом эксперимента), для организации коллективной учебной деятельности - элементы методик В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили, П.М. Эрдниева.
Первое "погружение" по такой технологии было проведено под руководством М.П. Щетинина в Зыбковской средней школе с 24 по 29 сентября 1984 года в 9 классе по алгебре (учитель О.А. Удод). "За 32 учебных часа был пройден курс года (первоначальное знакомство с предметом). Второе состоялось во второй четверти, спустя полтора месяца после первого, третье - через три месяца после второго, в начале марта, четвертое - в середине апреля. Каждое продолжалось от четырех до семи дней, но суть предмета, область знания, в которые погружался класс, были уже знакомы. Основные понятия, идеи курса, схваченные в первом погружении, получали дальнейшее развитие, конкретизацию, теоретические вопросы изучались глубоко, всесторонне.
В ноябре выводили уже знакомые формулы, доказывали теоремы, раскрывали систему понятий. В марте воспроизводили теорию на новом уровне - письменно, устно, с опорой на наглядность, модели... В середине апреля высший виток усвоения: придумывание задач, опыты, творчество". В этом же учебном году пробные "погружения" были проведены по физике, по химии, по географии. Постоянные консультации и научно-методическую помощь оказывали ученые Полтавского пединститута.
Модель "погружения", предложенная М.П. Щетининым, апробировалась в период с 1983 по 1985 гг. в условиях экспериментальной школы села Зыбково Онуфриевского района Кировоградской области и с 1988 по 1994 год в условиях школы Центра комплексного формирования личности детей и подростков станицы Азовской Северского района Краснодарского края. Принципиальная разница работы в двух школах состоит в том, что в условиях зыбковской школы апробация модели "погружения" чередовалась с обычными урочными занятиями, а в условиях азовского эксперимента обучение всей школы постоянно велось "погружением" и в разновозрастных ученических коллективах.
"Погружение - это совместная активная работа учителя и учащихся (всех и каждого), наполненная конкретным, реальным содержанием и смыслом. В ней не только лучше и глубже усваиваются знания, но и формируется способность к саморегуляции деятельности, ее самооценке, сотрудничеству, деловому общению. В результате вырабатываются единые позиции, крепнет коллективный разум, развивается чувство долга, ответственности, формируются лучшие черты характера, социально значимая направленность личности. Ребята узнают друг друга, учителя, а он - своих учеников, их интересы, способности, работоспособность каждого, причины затруднений, конфликтов. Все это помогает педагогу вносить обоснованные коррективы в свою методику, проектируя дальнейшее развитие каждого школьника. В классах, где проводится погружение, более здоровый психологический климат".
Итак, модель "погружения в предмет", предложенная М.П. Щетининым, имеет следующие обязательные компоненты:
1. Чередование "контрастных" уроков, оговоренное принципиально новым учебным планом, позволяющим сделать равномерной нагрузку на оба полушария головного мозга.
2. Многообразие форм уроков при единстве содержания учебного материала.
3. Наличие "разности потенциалов" в знаниях учеников (либо из-за того, что отдельные ученики опережают своих товарищей по этому предмету, либо из-за того, что ученики разного возраста занимаются этим предметом вместе), позволяющей "включить" работу по взаимообучению.
4. Систематизация знаний, структурирование их и подача нового материала при помощи компактных структурно-логических схем (концептов).
5. Совместная работа учителя и учеников по планированию учебного процесса и его анализу. Важно не пренебрегать ни одним из этих компонентов - иначе технология перестает
"работать". Однако и при соблюдении всех этих правил такая система имеет свои недостатки. Пропуск учеником одного или нескольких дней занятий (по болезни или любой другой причине) приводит к серьезному отставанию в учебе от своей группы, причем, как показывает опыт, попытки самостоятельного освоения столь большого объема материала далеко не всегда бывают успешными. Обычно отставший ученик приглашается на занятия соответствующей "кафедры", где с ним занимаются либо консультанты из числа опережающих учеников, либо учитель, но основная задача работы этих "кафедр" - работа на опережение, а не наверстывание пропущенного.
Другой серьезной проблемой работы по технологии "погружения" является отсутствие подходящих учебников. Большинство учебников рассчитаны на поурочную подачу материала и не могут соответствовать требованиям "погружения", ибо они для этого не предназначены. Это приводит либо к поверхностному знакомству с учебником, либо к отказу пользоваться им. Опыт показывает, что это негативно сказывается на умении ученика самостоятельно работать с учебной книгой.
Третьим серьезным недостатком является отсутствие (пока!) серьезного обоснованного исследования, позволяющего с уверенностью сказать, через какой промежуток времени имеет смысл снова "погружаться" в предмет.
Дальнейшая многолетняя экспериментальная работа по апробации различных моделей "погружения" показала нецелесообразность "погружения" в предмет в начальной школе. Во избежание этой проблемы было решено вернуться к идее "погружения в образ" (первоначальное неудачное название - "тематическое погружение"), которая была реализована уже в условиях школы Азовского ЭСПК. Суть этой идеи осталась прежней - большинство уроков (независимо от предмета) всей недели в одном или нескольких классах работают на создание единого образа. Для усиления обучающего эффекта такая неделя может заканчиваться тематическим праздником, предполагающим обобщение знаний, полученных за неделю.
В школе АЭСПК были апробированы два варианта "погружения в образ". Первый был основан на календарно-бытовом принципе. Соответственно календарю (как земледельческому, так и Православному) "погружения" носили названия "родное", "Рождественское", "Пасхальное", "весеннее", "морское" (во время выездной школы), "космическое" (ко Дню Космонавтики),
"Пушкинское" (к юбилею А.С. Пушкина), "мамино" (к 8 Марта) и т.д. Все уроки недели пронизываются единой духовно-нравственной идеей, на которую не в ущерб программному материалу работают и чтение, и языки, и математика, и музыка, и изо, и хореография. Это позволяет наполнить их духовно-нравственным смыслом. Опыт показывает, что при таком подходе интерес к учению становится выше.
Второй вариант "погружения в образ" был разработан на базе курса отечественной истории и апробирован во вторых и третьих классах. Его суть заключается в том, что часть недель учебного года базировалась на темах отечественной истории. На первом уроке понедельника учитель истории делает ввод в тему недели. Затем в течение всей недели ведущий учитель на уроках языка, чтения, математики все время возвращается к данной теме, соответствующим образом готовя задания по языку, тексты для чтения.
Эксперименты продолжаются, школы работают, дети учатся - а у родителей возникает вопрос: с чего все это началось? Откуда взялся такой учитель, которому захотелось изменить привычный порядок и учить детей по-другому? Обратимся за ответом к книге самого М.П. Щетинина "Объять необъятное. Записки педагога". (Полный текст книги сегодня появился в библиотеке на нашем сайте - приходите!)
Все началось много лет назад, когда Михаил Петрович работал учителем в Кизлярской музыкальной школе. "Мы решили выяснить (насколько это было возможно в наших условиях), в чем отличие тех, у кого "получалось", от тех, у кого "не получалось". И причину успехов или неудач искали именно в этом отличии. Каковы интересы наших учеников? Чем они любят заниматься и хотели бы заниматься в свободное время? Каков их режим дня? Что они успевают сделать за неделю? Чтобы выяснить это, мы составили различные анкеты.
Данные исследования вначале разочаровали нас. Учащиеся "сильных" групп, казалось, не имели какого-либо яркого отличия от "средних" и "слабых". Мы уже стали думать, что наша затея ни к чему не привела. Но, перебирая еще и еще раз анкеты, мы вдруг обнаружили, что отличие есть. Оно заключалось в широте, количестве и глубине "побочных" интересов. А что, если успехи в музыке зависят в большей степени от уровня общего развития человека, нежели от каких-то особых, отдельных музыкальных способностей? Может быть, и не бывает способностей в одном без способностей во многом? Мы нашли еще одно подтверждение этому предположению, когда сопоставили результаты обучения одних и тех же учащихся в музыкальной школе с их успехами в общеобразовательной. Оказалось, что из 100 процентов наших отличников и "хорошистов" 98,3 процента учились на "4" и "5" и по общеобразовательным предметам.
Мы решили взять группу так называемых "музыкально малоодаренных", то есть в обычном смысле "бесперспективных" учащихся, и, влияя на формирование "побочных"(!) интересов, проследить, скажется ли это на качестве их музыкального исполнительства.
Первое время мы почти отказались от обычной формы урока по специальности. Читали стихи, писали рассказы, делали зарисовки, играли в спортивные игры, ходили в туристские походы на Терек, в лес, слушали у ночного костра таинственные истории. Музыкальные занятия были не основной частью нашей работы. На уроке нередко играл я сам, а ребята слушали. Тому, у кого "не получается", очень трудно, почти невозможно сохранить желание учиться. Поэтому, как самое драгоценное, берег я в них чувство любви к музыке. Главное - жизнь, рассказ о ней, о своих впечатлениях средствами музыки. Были уроки без единого музыкального звука, только горячие, возбужденные споры о чем-то на этот раз более важном, чем игра на инструменте.
Так прошел первый год. Во второй класс перешли все. На экзаменах мы выглядели не хуже других. А результаты второго года обучения превзошли даже наши ожидания. Уже зимой и весной на академическом концерте ребята - в числе лучших. А впереди третья весна, конкурс на лучшее исполнение музыкальных произведений. Решили готовиться все. На конкурсе учитывались культура, эмоциональность и, конечно, техника исполнения и сложность произведений. Мы пошли на риск: взяли пьесы очень высокой сложности. К тому времени у учащихся окреп интерес к музыке, появилась вера в свои силы. Мы много играли: музыкальный материал менялся к каждому(!) уроку. У нас было твердое мнение: одно и то же нельзя давать два урока подряд, надо беречь чувство, свежесть восприятия, внимание. Быстро играть, быстро двигать пальцами - значит быстро мыслить. А какое может быть мышление во время нудно-однообразных бесконечных упражнений?! Походы с ночевкой в лес или к легендарному Тереку, рассказы о прочитанном, споры, стихи у костра, игры по-прежнему занимали большое место в нашей жизни. Каждый рос как личность. Это было главное.
И вот, наконец, конкурс "Белая акация". Какими словами передать то, что мы испытали, когда жюри единогласно решило все призовые места отдать представителям нашего класса? Все
призовые места наши! Победа! Как сейчас вижу, подходит ко мне заведующий отделением народных инструментов и говорит: "Этого не может быть... здесь что-то не так..." Он выжидательно смотрит мне в глаза, ища ответа, надеясь выведать некую тайну. "Как вы работаете над пьесами?" - "Мы работаем над человеком".
Я вспомню это "не может быть" спустя десять лет, когда группа работников народного образования из Кабардино-Балкарской АССР, посетив среднюю школу-комплекс в Ясных Зорях -прямое продолжение Кизлярской музыкальной - оставит запись в книге отзывов: "То, что мы увидели в Яснозоренской школе, этого не может быть..." А учитель из Северодонецка, прочитав о нас, напишет мне гневные строки: "Вы вводите в заблуждение людей, утверждая, что человек может все! Сколько трагедий, неудовлетворенности, разбитых надежд оставит после себя этот красивый и насквозь фальшивый лозунг: "Человек может все!" Вы поступаете жестоко и бесчеловечно. Вы ему: "Ты можешь", а жизнь свое: "Нет!" Жизнь делила и будет делить на сильных и слабых. Вы ему говорите: "Ты сильный!" А он вдруг оказался, фактически^), не на словах, слабым, даже ничтожным. Что прикажете делать такому человеку? Какой ему дадите совет? Наука генетика доказала правоту моих слов. Так давайте будем смотреть не на небо, мечтая о "лучшей доле", а взглянем повнимательнее на действительное положение вещей... Талант-аномалия, дорогой коллега!"
С тех пор как впервые взволновала меня проблема таланта, прошло более двадцати лет. И можно, не опасаясь преувеличений, сказать: не было дня, чтобы не думал о ней. Чем объяснить неожиданный взлет таланта у одного и безуспешность усилий другого? Где пределы человеческих возможностей? Есть ли катализаторы талантливости? Эти вопросы с утра вставали со мной и преследовали всюду, где бы ни был. А иной раз врывались и в сон. Казалось ответ где-то совсем рядом, вот сейчас, ухватившись за спасительную нить, вытяну его, но проходили дни, потом годы. "Найденное" обнажало свою мнимость.
И возникла мысль: а что если посмотреть на нашу сущность иначе? По-другому взглянуть на наше тело, мозг? Представить их как одно целое? Очень красивое слово: разум. В нем слышатся два: раз и ум. Единый ум. Множество сведений, "слепков действительности" разом соединены в совокупное во взаимосвязи и отличии составляющих.
Можно ли вести обучение, воспитание без учета того, как они воспринимаются ребенком? Ведь принимает или отталкивает то, что мы даем, не "нечто" с именем "ребенок", а живой человек, который дышит, двигается, чувствует, анализирует, обобщает, т.е. мыслит. Он -целостная биосистема, и недогрузка тех или иных ее структур приводит к снижению активности думающего "я".
Философия, психология, социология и другие науки дают новые и новые данные о человеке. А мы подчас ограничиваем круг поисков. Сегодня успехи в педагогике невозможны без осмысления истоков развития самой жизни, синтезирования всех знаний о человеке.
Эксперимент наш продолжается, в нем многое еще предстоит проверить. Однако пройденный путь, победы и поражения дают основание утверждать: в создании условий для своевременного развития всех внутренних сил ребенка, всех его задатков, заключается разгадка таланта. Поиски путей интенсификации учебного процесса, в частности короткий урок и ежедневный тренаж ведущих органов восприятия в разнообразных видах деятельности, направлены на то, чтобы выявить потенциальные возможности и способности каждого ребенка и обеспечить необходимое время для их становления и максимальной реализации.
С точки зрения воздействия на целостный организм ученика, на его психофизиологическую систему, учебный день школы - это фактически один изнурительно-долгий, прерывистый урок, склеенный из различных лоскутов сложной, в основном абстрактной, информации. На наш взгляд, необходима иная структура учебного дня. Гармоничность развития требует и гармоничного соотношения предметов, адресованных обеим сигнальным системам. Поэтому для развития первой сигнальной системы, равно как и второй, необходима систематическая и постоянная специальная учебно-тренировочная деятельность, рассчитанная на развитие и совершенствование трех ведущих анализаторов зрительного, слухового и двигательного!
Чувственный мир человека требует специально организованной учебно-тренировочной среды, где бы его не просто использовали, а продуманно, целенаправленно и всесторонне развивали. Уроки, от которых зависит качество мыслительной деятельности вообще, должны быть в школьном расписании каждый день. В настоящее время мы располагаем педагогической практикой, подтверждающей верность такого вывода. Об этом свидетельствует, например, опыт академика Р.В. Силлы в ряде общеобразовательных школ Эстонской ССР. Ежедневные уроки физкультуры в значительной мере способствуют улучшению успеваемости по естественно-
математическим предметам. В пользу ежедневных уроков физкультуры, снимающих умственное утомление, являющихся физиологической предпосылкой нормального развития мозга, говорят исследования А. Аршавского, Ю. М. Протусенича, Т. В. Волковой. Достоверные научные данные свидетельствуют о положительном влиянии мышечной деятельности на все физиологические системы и функции детского организма.
Они согласуются с исследованиями отечественных и зарубежных физиологов и гигиенистов о пагубном влиянии гиподинамии на функциональное состояние человека. Так подтверждается верность выводов И.П. Павлова о взаимообусловленности двух сигнальных систем, о необходимости их параллельного развития. Если активизация даже одной или двух форм восприятия дает заметный сдвиг в улучшении мыслительной деятельности учащихся, то совершенствование всех форм должно привести к полному расцвету духовных сил человека. Систематическое, достаточно глубокое развитие и совершенствование первой сигнальной системы, несловесных форм мышления вернет в школу, по образному выражению Я. Корчака, бредущую "по свету Золушку - чувство".
Думая над совершенствованием ученического самоуправления, мы все яснее видели необходимость создания другой структуры самого коллектива. В конце концов пришли к разновозрастному объединению, блестяще зарекомендовавшему себя в опыте А.С. Макаренко. Разновозрастные объединения мы пытались создавать и раньше, но они были временными. Одними из самых удачных были производственные бригады лагерей труда и отдыха "Отважный" в Ясных Зорях и "Ясные Зори" в Зыбкове. Прошедшие трудовую школу в этих коллективах заметно отличались от сверстников боевитостью и доброжелательностью, готовностью взять на себя трудное поручение, ярко выраженным стремлением и к самовоспитанию, и к участию в воспитании других.
Положение старшего, в которое попадали наши ученики, творило чудеса. Они проявляли требовательность к себе и другим, подтягивались, старались становиться и становились лучше, чтобы быть примером для подопечных. В свою очередь, младшие с рвением влюбленных бежали исполнять поручения старших, ловя "в оба уха и оба глаза" каждое их слово и жест.
"Всякий, кто в здравом уме, - свидетельствовал еще Платон, - всегда стремится быть подле того, кто лучше его самого". Старшим импонирует внимание младших. Видя в нем признание своих достоинств, они и в самом деле их обнаруживают, привыкают уважать себя. Воспитывая младших товарищей, они перестраивают самих себя, стремятся стать лучше. Создается прекрасная основа для серьезного воспитания тех и других, возникает как бы сам собою дух коллективизма, формируется потребность в самосовершенствовании, саморазвитии, утверждении гуманных отношений.
Союз младшего школьника со старшим утоляет жажду человека быть признанным, значимым в глазах окружающих. "Вот когда вырасту, я..." - мечтает малыш. И как хочется ему приблизить это "когда"! Очень хотят ребята забежать вперед, в свое завтра, в больших и важных делах взрослых попробовать себя, быть там, где настоящая жизнь. Невольно вспоминается: "Дорога ложка к обеду", когда смотришь на ручонки первоклассника, хватающие взрослые инструменты. С какой любовью смотрят его глаза на того, кто подарил ему радость испытания себя! С каким достоинством работает он рядом со старшими! Вот и надо дать ему возможность действовать так, как просит его сердце.
Если учесть, что день в детстве гораздо "длиннее" дня взрослого, нетрудно понять, каким безнадежно несбыточным кажется юному человеку его завтра. И как следствие нашей недальновидности снижается социальная активность детей, появляется "вдруг" нигилизм подростка, растущая его отрешенность от мира взрослых. Мы не пускали его в свой мир, когда с мольбой и надеждой взывало о том его сердце. Стоит ли удивляться разобщенности между старшими и младшими, их глухоте друг к другу, если каждый занят своим, только ему интересным делом. Спросите у младших, часто ли они встречаются со старшеклассниками. Можно ли в школе наблюдать общение этих ребят? А ведь мы хотим содружества, коллективности, в которых постепенно, шаг за шагом, каждый день "чуть-чуть" растет ученик как человек.
Идя навстречу этой удивительно благотворной для воспитания потребности в признании, уважении окружающих, надо испытывать ребят в реальном общественно значимом деле. Таким делом является производство материальных ценностей. Производительный труд и есть заманчивая дверь в таинственный мир взрослых отношений, к которой тянется детское сердце. Открыть ее по силам и младшему, если рядом с ним ребята постарше. За этой дверью и для педагога открываются невиданные прежде горизонты воспитания учащихся. Философ Э.В.
Ильенков подчеркивал, что личность человека формируется, когда он производит продукт, всех других волнующий и всем другим понятный. И в самом деле, чтобы как-то оценить другого, надо по меньшей мере понимать само его дело, его продукт. Не зная дел, нельзя понять человека.
Производительный труд - колоссальное средство воспитания уже только потому, что созданное им обладает наглядностью, материальностью, аккумулирует в себе качества личности создателя, делая "стоп-кадр" его сильных и слабых сторон. В разновозрастном трудовом коллективе участие всех в общем деле дает возможность объединить усилия младших и старших, распределить между ними нагрузку в зависимости от сил, возможностей, интересов каждого. Острота, свежесть эмоциональных реакций, непосредственность суждений и впечатлений младших помогают тем, кто постарше, лучше видеть и само дело, и себя, и других. В свою очередь, старшие помогают младшим понять суть дела, его значение, организовать труд на началах взаимопомощи, коллективизма. В непосредственном общении, поступках и поведении всех и каждого конкретизируется "что такое хорошо и что такое плохо", формируется важнейшее человеческое умение "в мгновенье видеть вечность, огромный мир в зерне песка".
На этом мы заканчиваем рассказ о школе Щетинина и надеемся, что все, кому интересна эта тема, прочитают его книгу полностью. Если кто-то из Вас имеет собственный опыт общения с этой школой (в качестве ученика, родителя, учителя или просто гостя) - будем очень рады прочитать (и, возможно, опубликовать) Ваше письмо.
Внимание! Через несколько месяцев такая школа откроется недалеко от Санкт-Петербурга. Если кто-то из наших читателей хочет принять участие в создании этой школы или просто попробовать отправить туда своего ребенка - пожалуйста, напишите мне об этом как можно скорее.
После того, как в прошлом году мы написали о школе Щетинина, многие читатели спрашивали, где можно получить дополнительную информацию, когда в Петербурге появится такая школа, как устроить туда детей и устроиться самим на работу в школу Щетинина. К сожалению, у меня не было ответов на эти вопросы - в прошлом году школа поблизости от Петербурга так и не появилась, а что будет дальше - я пока не знаю.
Если кто-то из наших читателей может рассказать про такие школы в других городах - мы будем рады опубликовать ваши письма.
А сегодня я хочу познакомить Вас с человеком, который предложил нам несколько статей про школы Щетинина и про экопоселения (нетрудно догадаться, что одно связано с другим). Статьи можно найти в Интернете, поэтому сегодняшний выпуск нашей рассылки предназначен в основном для тех, кто не может или не хочет ;-) искать эту информацию самостоятельно.
Снова о школе Щетинина. Сергей Тренкле
Что же такое школа Щетинина? В 1998 году комиссия ЮНЕСКО назвала ее лучшей в мире.
Еще бы: попробуйте найти такую школу, где дети изучают программу 10-летней школы за 1 год, учат одновременно 3 иностранных языка, умеют петь, танцевать, рисовать, обучаются 10-15 рабочим специальностям и получают по 2-3 высших образования к 16 годам. Причем учатся там не вундеркинды, а самые обычные дети.
Оказывается, весь секрет заключается в отношении к ребенку как к равному себе человеку. Именно в равной атмосфере сотрудничества детей и взрослых раскрываются наши (детей и взрослых) ранее спавшие внутренние потенциалы.
Наверное, не случайно нам было рассказано о такой школе, и именно такой школе быть в новых экопоселениях вокруг наших городов.
Только на равных отношениях происходит настоящее сотрудничество и становится возможным невозможное.
Я хочу предложить Вам прочитать несколько статей об этой школе:
В.А. Прилукин, "Надежда России" Юрий Круглое, "Осмысливая Синегорье"
Источник: http://roerich.rost.ru/rvd/99 02/rvd2 5.htm
НАДЕЖДА РОССИИ
В.А. Прилукин
Главной темой ноябрьского и январского циклов творческих встреч заслуженной артистки России, кинорежиссера Н.С. Бондарчук с ростовчанами была тема новой гуманной педагогики и, конкретно, опыт школы академика М.П. Щетинина как прообраза школы будущего. Этой теме были посвящены 3 из 10 вечеров знаменитой актрисы и кинорежиссера.
Сразу же хочется отметить, что на того, кто впервые сталкивается с опытом работы этой школы, достигнутые ею результаты оказывают просто ошеломляющее действие. Судите сами. В какой еще школе ученики могут, к примеру, проходить весь курс математики средней школы за 10 дней? Или, где вы видели 12-13 летних студентов ВУЗов? Но для школы Щетинина все это -обычные вещи. Эти, и еще многие, многие другие примеры ставят школу в разряд исключительных явлений нашей жизни.
Организация учебного процесса в школе коренным образом отличается от общепринятых правил. Во-первых, здесь нет четкого разделения между учителем и учеником, и ученик получает знания не "про запас", как это принято в обычной школе, а для того, чтобы тут же передать их другому. Поэтому каждый из учеников школы сразу же становится одновременно и учителем. Во-вторых, здесь нет урока в обычном понимании этого слова, когда один учитель "вещает" на весь класс, а все ученики "внемлют" ему. В школе Щетинина процесс передачи знаний строго индивидуален, в силу чего и достигаются подобные сверхфантастические результаты. Здесь нет окриков, наказаний. Здесь никого не надо подстегивать.
В школе подвергаются коренному пересмотру общепринятые стереотипы обычной педагогики. Так, существующее общеизвестное положение о том, что определенные знания могут быть доступны ученику лишь по достижении известного возраста, на поверку оказываются совершенно неправильными. И те знания, которые в обычной школе ученик получает в 16-17-летнем возрасте, в школе Щетинина доступны для 11-12-летних. Более того, в таком, более раннем возрасте, те же самые знания усваиваются полнее и глубже. Свидетелями этому стали многие преподаватели ВУЗов Юга России, которые преподают в 4-х, организованных при школе Щетинина, высших учебных заведениях.
Обучение в школе бесплатное, и она существует на принципах самодостаточности и самоокупаемости. Все учебные и жилые здания школы построены руками самих учеников. Причем не только строительные, но и все расчетные и архитектурные работы также выполнены самими учениками. Поразительна скорость, с которой возводятся здания в этой чудо-школе. К примеру, строительство одного из последних зданий школы от проекта до пуска в эксплуатацию заняло всего три месяца. А если бы вы видели еще и архитектуру этих зданий, а также внешнюю и внутреннюю отделку, росписи внутри здания, вы бы тем более усомнились в реальности происходящего.
Но, тем не менее, все вышенаписанное не выдумка и досужие домыслы, а самая настоящая реальность. Школой Радости назвала знаменитая актриса и кинорежиссер Н.С. Бондарчук школу Щетинина. Ей же принадлежат слова, что эта школа, привлекая все лучшее, что есть в современной России, становится символом Грядущего, символом Новой России. Учитывая, что наше будущее и будущее нашей Родины полностью зависит от того, какими вырастут наши дети, можно сказать, что Школа Радости - это Надежда России.
В нашем городе есть преподаватели, знакомые с опытом работы школы Щетинина, сами принимавшие непосредственное участие в учебном процессе и других делах этой чудо-школы. С их помощью Донской Фонд Рерихов планирует организовать семинар, посвященный опыту работы школы Щетинина.
Всем, кто хотел бы ближе познакомиться с методикой работы этой школы, в первую очередь это могли бы быть преподавательские коллективы, просьба обращаться к Кудинову Олегу Александровичу по тел. в Ростове: 39-09-81 (Архитектурный институт) и Земцову Юрию Федоровичу (по вопросу просмотра и приобретения видеокассет с фильмами о школе) по тел.: 67-82-22, звонить с 20 до 21 часа.
Источник: http://roerich.rost.ru/rvd/99 07/rvd7 67.htm ОСМЫСЛИВАЯ СИНЕГОРЬЕ Юрий Круглое, Ростов-на-Дону
В Синегорье (экспериментальный учебный центр академика Щетинина) мир строится с самого начала. Рассматриваются духовные ценности в сознании Человека. Он - листочек на веточке.
Веточка - его семья: отец, мать, бабушки, дедушки. Семья - тонкая ветка более толстой ветви -Рода. Эта толстая ветвь вырастает из целого ствола - своего Народа.
Оторвется листок от веточки, закружат его ветры с разных сторон и сразу непонятно будет все в этом мире. Зачем ему дерево? Ветер может унести его в любую сторону.
По традиции человек должен знать семь поколений своих предков. А еще лучше, когда он осознает себя их продолжением. Главными духовными ветвями, которые прикрепляют человека к "дереву", являются знание им истории своего народа, его культуры, а главное - с малых лет прочувствование, врастание, переживание заново, органично своей национальной культуры.
Взгляд на мир Русским сердцем, Русским оком. Отсюда необходимость в воспитании русского мироосмысления как родового, изначально присущего.
КОНЦЕПЦИЯ СИНЕГОРЬЯ
В человеке хранится вся информация об окружающем его мире, и не только о Земле, но и обо всей Вселенной. С малых лет он может ею пользоваться. Ее надо только позвать из глубин его подсознания, из родовой памяти. Человек еще не проявлен, не осознал себя ни духовно, ни этнически, но в нем содержится все ему для этого необходимое.
ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ
Человек имеет в себе мощный аппарат саморазвития при условии здоровой генетики, не изломанной психически или тяжелой наследственностью.
Поэтому надо поверить человеку во время процесса постижения мира. Задать рамки, организующие общее направление, и оставить в этих рамках максимум простора для саморазвивающегося начала.
Отсюда основной ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ УРОКА - принцип погружения в тот информационный слой, который тебе сейчас наиболее близок, независимо от возраста. Работаешь, насколько внутренне есть способность и желание сейчас воспринять именно этот материал. Хочется изучать другой предмет, подойди к другому кругу. Совсем не хочется -отдохни, переключись на другую работу.
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КОЛЛЕКТИВА
Познать радость в себе и на пользу ближним как можно больше и как можно лучше. Трудно дается - твой сосед охотно поможет.
СТИМУЛ ДЛЯ РОСТА И ВДОХНОВЕНИЯ
Ты сам, познав что-то, можешь и даже должен объяснить это другому. Этот другой - твой друг, часть твоего мира. Помочь ему - радость, помог ему - проявил себя, самоутвердился в хорошем деле.
ОГРОМНЫЙ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ
удается освоить так быстро, потому что:
- изначально предполагается и затем аргументированно доказывается, что это полезно для тебя и необходимо для твоего роста;
- обучение приятно, потому что дается без жестких рамок, в игровом ключе;
- никто не задумывается, что это "много", потому что нет понятия "мало" - хочется усвоить быстрее (это полезно) и передать другим (дополнительный стимул в процессе постижения истины).
АТМОСФЕРА
Духовное братство - в высшем смысле этого слова. Братство равных, живущих в едином духовном потоке. Синегорцы живут в равных условиях с тобой. Ты делишь с ними пищу. Готовишь ее, раздаешь ее, что является помимо психологического еще и священным фактором. В средневековой Руси и на Кавказе разделившие вместе хлеб и воду уже совершали ритуал духовного побратимства. Человек, считавший другого неприятелем (если он честный человек) не мог сесть с ним за один стол, а если садился, значит признавал, что обида забыта. Подношение хлеба-соли на Руси - пример этого обряда.
Ты служишь ближнему, он служит тебе. Это органично и не воспринимается в плане противопоставления: сильные заставили - я подчинился; они "верхние" - чуждые, я "нижний" -чуждый им.
МЫ
"Я" - часть этого "мы" воспитывается ежедневно. Если я хочу радовать ближних своим присутствием, я должен сделать хорошо то, что признается ими за ценное и с чем я согласен. Учиться, быть отзывчивым, веселым. Разделять с ближними заботы, а не только радости. То, что за пределами Синегорья иногда считают омертвевшими прописными истинами, вдруг оживает и становится реальными поводами для действий и ложится в основу критериев
мировоззрения. "Я" не центр этого мира. Есть более красивые, лучше усваивающие, более веселые или от природы сильные. Их ум и сила не унижают, а, наоборот, обогащают меня, потому что они - часть моего мира и я рад, что нахожусь среди них. Они помогут мне стать таким же мудрым, сильным, красивым.
ВОЗМОЖНОСТЬ СТАТЬ НАСТАВНИКОМ
в 8-10 лет, делиться знаниями с более старшими - огромного значения факт для растущей личности. Самообучение, самовоспитание, созидание друг другом самих себя - это процесс, на котором была построена славянская община, казачья станица, поселения Севера, где не было крепостного права, а значит в сознании отсутствовал комплекс неотвратимости подчинения.
В казачьей станице не было "чужих" детей. Их могли воспитывать все, потому что дети, вырастая, становились друзьями, соседями, сослуживцами, мужьями и женами друг другу, а значит частью духовного и материального мира станичника. Как же не формировать его, пока есть возможность!
Не было одиноких. Вдове найдут мужа. Бобылей не любили, подозрительно к ним относились, потому что всякая дисгармония неизбежно отразится на общине. Поэтому и в Синегорье, при правильно сформулированной системе ценностей всплывает еще и генетическая память. Синегорцы помнят идеалы своих прадедов подсознательно.
Молодому славянину в 13 лет на Руси уже доверяли оружие, брали в походы. В 14-15 лет русич мог стать хозяином дома, полноправно вести хозяйство. Полученный опыт и здоровье позволяли быть и пахарем и организатором хозяйства. Сейчас Русь нуждается в "хозяевах" и ратниках. На Поле Куликово выходили 13-летние. Сейчас та же ситуация. Наши души - Поле Битвы. Чтобы оно не стало Диким полем, - Синегорье вспоминает лучшие славянские традиции и взращивает своих витязей.
СЛОВО
Его силу предки знали хорошо. Не случайно именно юношество, молодые засорили свой язык англицизмами, блатным жаргоном, уродливым "арго". Словом, обращением к знакомому, подруге они уже унижают, оскорбляют. Невозможно выразить высокие человеческие чувства теми словами, которыми они пользуются. А это и чувства убивает. Используемые слова отражают и формируют обратную связь миропонимания, мирочувствования. Силу слова в Синегорье почитают, потому и желают друг другу здоровья по много раз в день. Какой мощный источник силы, резец для формирования души хранят слова, звучащие в Синегорье. Искони славянские, глубокие, всеобъемлющие, мелодичные.
Врачи подтверждают, что организм человека может лечиться при звуках естественного для него ритма родной речи. Сейчас сам ритм искажают англицизмами, но не в Синегорье.
РОДИНА И СИНЕГОРЦЫ
Для синегорцев Родина - это органическая часть их мира. Среда обитания. Они - часть своей Родины. Они сильны тем, что у них есть цель. Сейчас Русь бьется за то, чтобы не стать колонией, доминионом, сырьевым придатком. Они сознают свое место в этой борьбе. Дерево Рода, дерево нации корнями в родной земле. Синегорцы с XXI века начнут свое возделывание душ и судеб по всей Руси. Как хорошо, что их уже ждут истосковавшимися, изболевшимися по русскому духу сердцами. Это ни на грамм не уменьшит сопротивление, которое им предстоит преодолеть, но усилит их, вдохновит.
На Руси возрождать Русь - вот их задача. Возродить в реальных детях, в ближайшее время силой собственной веры и целеустремленностью.
Не словом полемики, а делом, собой синегорцы начнут свою рать, свою пахоту. Поистине образы Святогора и Микулы Селяниновича не покажутся гиперболичными. В самый раз. Именно Святогорами и надо быть, чтобы поднять "тугу земную" безверия, опустошенности духовной. Мечом работать гораздо проще, чем так- духом.
Удивительная закономерность в том, что синегорцев особенно горячо ждут на землях, которые считают сакральными, на землях, где развилось казачество. Белуха, Алтай, Оренбургский край. Все это места "заветные". А синегорцы понесут именно "славянский завет" -завещание предков в эту современность.
ЧИСТОТА
Она удивительная и многогранная часть Синегорья. Начинается с порога. Войди в дом в чистой обуви. Очисти грязь с ботинок и подумай о чистоте своих мыслей. Войти в этот дом нужно с чистой душой потому, что там очень чистая материя - дети. Еще не исчерканные, не исписанные каракулями неудач и чьих-то злых помыслов. У них чистые глаза. Светлые оттого, что чистые лица.
В теремах Синегорья очень духовная атмосфера. Задорные, шумные дети спешат по коридору, но опрятность одежды - их особенность. Трудно в детстве сгармонизировать положение складок на рубашке и не помять в бегах брюки, но идеал тут - это чистая линия.
Грязные слова исключены абсолютно. Даже грязные эмоции - зависть, недоброжелательность, раздражение, страх, корысть. В Синегорье не имеет значения главная причина нечистоты людской - деньги. Там ничего не продают и никого невозможно купить.
АДАПТИВНОСТЬ
Особенностью синегорцев является повышенная адаптивность в экстремальных условиях. Отличная физическая подготовка (ежедневные занятия борьбой и хореографией) помогают выдержать физические нагрузки. Привычка заниматься по 12 часов вырабатывает отличную память, приучает мозг спокойно принимать новый материал. Помимо высшего образования синегорцы нередко получают параллельно с ним и рабочие специальности. Это расширяет диапазон возможностей не только при устройстве на работу, но и очень помогает в частной жизни (умение самим провести электричество, участвовать в построении дома в качестве специалиста каменщика или плиточника и др.).
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Общество нуждается в доброжелательных, отзывчивых, надежных людях. Несостоявшаяся личность, растерявшаяся под натиском реальности - типичная картина. Синегорцы настроены изначально на оздоровление социума всем своим поведением. Они учатся объединять людей, поддерживать. Ближние для синегорцев - не просто сограждане - они часть народа. А народ -понятие для синегорца не абстрактное. Помочь народу всем, чем можно - и есть задача синегорца. Народ растерян - ободрить его, разделен - собрать, организовать в общину. Народ тоскует в бесцельном метании - созданием школ поставить перед ним реальную цель, вырастить поколение, которое и выведет Русь из кризиса. Синегорцы уже начали этот процесс фактом своего существования.
На личностном, локальном уровне синегорец как надежный друг, человек твердых нравственных устоев, специалист, которого есть за что уважать - способен собрать вокруг себя людей. Модель, принцип - славянская община. Форма работы - создание школы-аналога Синегорья. Причем для Синегорья школа - главный, но не единственный путь реализации.
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ
Современный мир и массовое сознание популяризует схему - "Человек - эгоист в центре мироздания. Он должен служить своим страстям и прихотям. Родина - только место рождения. Жить надо там, где лучше. Если на Родине плохо, неуютно жить, надо поскорее покинуть это невыгодное и непрестижное место или жить, мучаясь комплексом политической неполноценности". Формулы "Человек человеку волк" и "Наверх любой ценой", жить ради своего "хочу" - не новы. Им тысячи лет. Многие в них уже разочаровались.
Синегорец несет в сознании общинную форму устройства общества. Ее очень многие готовы поддержать. Ждут лидера, изначально требуя от него соответствия по очень многим параметрам (кризис веры). Такие люди в Синегорье растут. Их модель построения мира не политическая; синегорец не будет образовывать новую партию. Он готов обратиться к самому народу с целью вспомнить исконную форму существования. Это трудно в конце XX века, но возможно и главное - необходимо народу. Именно в общине, в народе вырастут те политики, в чьих программах будут не декларации, а реальные задачи с реальными механизмами исполнения. Кризис современного политического процесса - отражение кризиса мировоззрения. Не о народе думают политики, а о престиже и выживании своих партий и своем лидерстве. Это четко выражается в их действиях. Настоящего политического лидера возможно вырастить только в народной среде. Первый этап его становления - сознание того, что он часть народа и хочет реально помочь сородичам в масштабе всей Руси. Уважение к нему соседей, уважение в его доме, районе, городе - вот реальные показатели его значимости.
Современных депутатов их избиратели узнают только перед выборами, а избранные мгновенно (как правило) становятся невидимы и недоступны. Люди, имеющие авторитет у народа, невольно обратятся к политике, поскольку другого средства кардинально оздоровить общество - нет. Синегорцы, возможно, столкнутся с этой проблемой, но на втором этапе. Первый этап - создание на Руси школ-общин, популяризация в народном сознании идеалов рода.
ОТКРЫТОСТЬ Синегорец открыт людям. Он не боится ближнего, напротив - готов ему помочь, ведь ближний -
часть его мира. Он открыт знаниям, постижению нового, открыт природе. Он - органическая часть природы: уважает ее, осознавая родство с ней, умеет ею любоваться.
Он открыт Богу, который есть Высшая Справедливость, Творец и Создатель мира. Это то, что необходимо для нормального высоко духовного развития. Русь всегда называли Святой. Синегорцу близко это определение, потому что мир для него свят. Его надо созидать и любить, ибо этим созидаешь и любишь себя (но это подсознательный мотив). Самый большой грех -разрушать и ненавидеть. Доброжелательность в Синегорье - открытость ко всему созидающему; это лучший показатель внутренней открытости.
Снова о школе Щетинина. Сергей Тренкле
Многие спрашивают, как попасть в школу Щетинина. Чаще всего люди интересуются образованием своих детей. Представляете, сколько желающих получится, если все захотят отдать своих детей в одну школу Щетинина?
А ведь она не резиновая, там учится всего около 350 человек. Значит, многим, кто даже туда приедет со своими детьми, могут просто отказать. Потому что мест на всех не хватает.
И разве не логичней будет создать условия на местах, для того чтобы выпускники школы Щетинина смогли приехать и создать такую же школу на новом месте, в месте Вашего проживания?
Тогда они смогут обмениваться своим поиском с местными преподавателями. И тогда никуда не надо будет Вашим детям ехать. Ведь как интересно жить рядом сыном или дочерью, когда можно спросить у него (у нее) совета, проверить свою чистоту помыслов...
А если это еще совместить с участием в такой учебе родителей... (что возможно только на местах Вашего постоянного проживания). То получится что-то невероятно замечательное... Ничто так не сближает людей, как совместное восхождение.
Кроме того, я обратил внимание, что в различных городах существует много организаций или просто инициативных групп, которым близки мысли, излагаемые в книгах Владимира Мегре. Но у многих нет своих электронных страниц (что, наверное, и не обязательно).
У меня есть предложение: если в Вашем городе есть подобная организация или просто такие инициативные люди, то напишите мне (на адрес рассылки) город, название организации (если есть) и адрес электронной почты.
Тогда я смогу сделать список с электронными адресами и разошлю всем Вам. Думаю, это облегчит и активизирует связь между нами.
Сегодня я предлагаю Вам прочитать еще две статьи: "Главное для нас - БЫТЬ!" "Три дня в новом измерении педагогики" Источник: http://www.madra.dp.ua:8101/arctur/n17/v1.html ГЛАВНОЕ ДЛЯ НАС - БЫТЬ! (о школе М.П. Щетинина)
Желтякова И.Н., Новикова В.В., Семенихин Е.Е., Чирак Ю.Б. 23.05.99, журнал "Арктур", №17 п. Текос, Краснодарский край
Школа Жизни - это первое, что приходит в голову, когда знакомишься со школой, созданной Михаилом Петровичем Щетининым в маленьком кубанском поселке Текосе. Ее еще называют школой ХХ1 века, оазисом Радости и Красоты; сравнивают с чистым родником посреди обезображенной человеком природы.
Когда впервые попадаешь в этот Мир детей, поражает все, ибо все в этом Мире дышит радостью, обаянием и неповторимостью: изящные терема, устремленные башенками в беспредельное голубое небо; крыши, по которым рассыпались звезды; цветы, распустившиеся на полу в галереях и на верандах; стены, на которых прихотью ребячьих вдохновений появились былинные богатыри, удивительные картины природы и причудливые узоры. В этих творениях детей всюду - в камне, дереве, мозаике, краске - виден запечатленный поиск Красоты и Гармонии.
Но не это главное. Главное в этом Мире - сами дети, улыбающиеся лица и просто светящиеся от радости глаза . И их обычай - здороваться со всяким встречным, что дети и делают с огромной радостью. Объясняют они этот обычай так: говоря "Здравствуйте!", мы
побуждаем человека жить, быть, продолжаться; более того, мы "пробуждаем среду" -содействовать ему в этом.
В этой школе нет классов, нет звонков на уроки, да и нет самих уроков в привычной для нас форме. Напряженная творческая работа ребят над постижением того удивительно важного и нужного, что их в данный момент интересует, идет в каждом уютном уголке, на улице, вокруг больших столов и маленьких, просто на лавочках. Возможно, именно интерес, а не приказ, и является ключом в создании атмосферы свободной увлеченности процессом постижения Знаний.
Обучение, как и вся жизнь детей, здесь проходит в разновозрастных группах и лабораториях, где учеником и учителем одновременно является практически каждый. Сегодня ты учитель, завтра - ученик. Малыш, который может логично и понятно изложить тщательно изученную и пережитую им тему, обучает этому старших. В сущности, так живут и педагоги: учителя, доценты, профессора, академики. Учат - и учатся. Учатся - и учат.
Дети здесь осваивают программу не только средней школы, несколько вузовских специальностей, но и одновременно учатся всему, что необходимо уметь человеку, чтобы построить свою жизнь и помочь близким. Школа на полном самообеспечении, Министерство образования платит только зарплату. Значит, нужны и швец и жнец. И ребята шьют, строят, штукатурят, белят, проводят газосварочные работы, управляются с сельхозтехникой. Есть в школе свой цех лекарственных трав, два заводика, прудовое хозяйство. Есть земля, на которой они выращивают овощи, рис, пшеницу
А еще они с радостью овладевают приемами русского единоборства, прекрасно поют, танцуют, рисуют, мастерят; изучают историю Отечества и учатся грамотно отстаивать свою точку зрения.
Вдохновенный процесс ВОСПИТАНИЯ царит в школе непрерывно.
Всех, кто приезжает в школу, удивляет тишина, тишина напряженная, рабочая, творческая. Никто не бегает и не кричит. Все заняты делом. "Если мы учимся, то учимся все. Если строим -строим тоже все, с утра до поздней ночи, в несколько смен, без устали, с радостью. Ведь делаем мы это не для себя. Вы знаете, сколько детей хотят к нам попасть, на одно место до 3 тысяч человек. И чтобы их принять в нашу семью, надо подготовить им жилье, чтобы они чувствовали себя как дома".
"Мы в Текосе работаем на будущее, - говорит Михаил Петрович. - Мы торопимся ответить на вопрос, что нужно ребенку для развития его по максимуму, чтобы из желудя вырос могучий дуб, а не покореженное деревце. Мы создаем такой образ жизни, который, по нашим представлениям, адекватен природе ребенка. Ребенок сам себе строит жизнь, сотрудничая с коллегами как по возрасту, так и по смыслу пути. Многие наши ребята уже выросли из детства, но сохранили главное, что присуще ребенку. Они могут работать, где захотят. Но их всегда будет отличать мировоззрение и историзм мышления.
Мы прошли трудную школу в Текосе. Бороться пришлось за все. Чтобы были крыши над головой, столовая, хлеб, мебель. Даже за само право учить и учиться. Выросли крепкие, зрелые люди. Я за них совершенно не беспокоюсь. Хочется написать книгу о ребенке. Но всякий раз думаю, что еще рано, что еще не готов, чего-то не понимаю. К тому же мало времени. Каждый день приходится писать живую книгу, и все отдавать самому процессу, вот этим реальным детям. Иногда думаю, если сам не успею, они напишут. Сейчас я уже больше люблю то, что делают они".
Михаил Петрович не любит программ и методичек. Не меняя сути и не изменяя принципам, он всегда стремится к изменению, усовершенствованию. И за помощью он обращается к детям, принимая любого, у кого есть предложения. И себя он проверяет их поддержкой или отрицанием. В этой школе Жизнь учит Жизни.
"Главное для нас БЫТЬ. Сохранить детское чистое чувство и научить не бояться жизни. Невозможное - возможно. России быть ВЕЧНО!".
Источник: http://www. 1 september.ru/ru/qazeta/2000/28/2-1 .htm
Школа Щетинина
ТРИ ДНЯ В НОВОМ ИЗМЕРЕНИИ ПЕДАГОГИКИ
Артем СОЛОВЕЙЧИК
По дороге обратно в Москву я дал себе твердое обещание никому ничего не рассказывать. И, чтобы выполнить обещание, то и дело мысленно повторял примерно такой диалог: "Был?" -"Был." - "Ну как там?" - "Нормально. Как везде. Дети есть дети." - "Ну, а все остальное?" - "Что
остальное?" - "Ну, говорят про них всякое. Пишут. Ужасы рассказывают." - "Ничего не знаю. Все там нормально."
Но не удержался. При первых же расспросах "ну что там?" и "ну как там?" закатил монолог часа на три, превращаясь в ребенка-рассказчика, который сыплет направо и налево никому не понятными деталями. Рассказывал и сам удивлялся, сколько всего собралось, столкнулось, переменилось за неполных три дня.
Такая плотность жизни запоминается надолго. Одних улыбок и приветствий набралось на много лет вперед. А красивая сопка за околицей. А вместившиеся в эти три дня проливной дождь, наводнение, оползни, прорванная труба, быстрые решения, умелые хлопцы! И здесь же энергичным наслоением возникающий словно из ниоткуда танец: отброшенные в сторону туфли - и пошли по кругу общим ритмом. Где-то внутри особенное впечатление от впервые испытанного физического удовольствия рукопашного боя. Не помню, когда еще я так чувствовал руку друга!
И, несмотря на дождь, все в памяти необыкновенно солнечное. Так мне все и запомнилось -солнечным. Наверное, поэтому в конце концов сквозь толщу туч пробилось настоящее солнце и с необыкновенной быстротой высушило свободно раскинувшиеся между горными хребтами окрестности. Солнца оказалось так же много, как и всего остального: улыбок, знаний, приветствий, движения, красоты. Сколько хочешь! Кажется, в этом мире "сколько хочешь" можно сказать про все. Видно, все же критики Щетинина правы: где-то здесь, в Текосе, есть проход в иную реальность!
И словно в подтверждение особенности этих мест природа недавно сотворила странность, выбросив на пляж огромный тысячетонный корабль. Со всех сторон мель: на берег можно пройти пешком прямо по дну. И ни одной пробоины! Флаг кипрский, а сам греческий. Или наоборот. Знающие люди говорят - это навсегда. Владельцы не могут поверить, поэтому вот уже несколько месяцев неподвижный корабль продолжает находиться в плавании: команда на борту, работают механизмы, горят палубные огни. Корабль-красавец - слишком большая ценность, чтобы поверить в его неподвижность. Прямо символ какой-то!
Но главная достопримечательность этих мест не огромный корабль, заслонивший черноморский пляж, а гораздо меньших размеров школа, уютно расположившаяся в глубине долины и нежно прикрытая сопками от всех ветров. Это и есть та самая вызывающая споры школа Щетинина.
Так как все равно в результате этой статьи меня объявят щетининцем, то начну с вывода: здесь на пустом месте (в прямом смысле этого слова, ибо нынешняя школа Щетинина построена на пустыре) состоялась совершенно новая организация педагогики. Я специально написал "новая организация педагогики", а не "новая педагогика", потому что, конечно, школа Щетинина возникла не на пустом месте и педагогика здесь самая что ни на есть классическая, основательная, подготовленная периодом бурного педагогического ренессанса, который посчастливилось пережить нашей стране в предшествующие тридцать лет.
Мечта и практика
Кто не мечтал об идеальной школе! Такой школе, чтобы ребенку хотелось в ней быть, хотелось учиться и чтобы при этом он приобретал настоящие знания. Чтобы ему все было в радость, но при этом он становился бы образованным, развитым, социально организованным.
На практике такую школу, чтобы и знания, и интересно, и по-доброму, и без ущемления достоинства детей, построить очень трудно. Таких школ - единицы во всей мировой практике. Причем опыт этих школ не удается осознать (или препарировать) настолько, чтобы воспроизвести вновь с другими учителями, в других стенах, с другими детьми.
Но к концу прошлого или (мне так больше нравится) к началу этого века уже сложилось большое количество примеров особого педагогического опыта, который, однако, никак не складывался в единую, целостную школьную организацию. Словно у нас есть много различных ступеней, которые мы не умеем сложить в крепкую лестницу, способную поднять школу на новый этаж.
В школе Щетинина в Текосе мне приснилась такая школа. Я наконец поверил, что такая школа возможна. По сути, там, в Текосе, я впервые по-настоящему поверил в нашу педагогику, ощутив ее потрясающую глубину, проницательность, действенность, целостность, ее повернутость к ребенку.
Что здесь есть и чего здесь нет
Сначала - чего в этой школе нет. В ней нет классов, возрастных групп, уроков, привычных программ, привычных учебников, привычных учителей, привычной иерархии, привычных форм
отчетности. В этом смысле она скорее подтверждает тезис о возможности иной - по сравнению с классно-урочной - системы организации школы. Стоит, наверное, упомянуть, что известно несколько выразительных попыток преодолеть традиционную классно-урочную систему. Автор идеи школы-парка М. Балабан уверен, что вообще только с этим преодолением возможно какое-либо дальнейшее развитие школы. Все современные известные передовые педагогики (Монтессори, Вальдорф, например) в той или иной степени трансформировали классно-урочную организацию школы.
Что же, если не классы, уроки, учителя и так далее?
Вся школа состоит из нескольких уютных домов разной этажности, расположенных на небольшом пространстве у подножия горы. Про такое расположение школы говорят: на природе. Именно на природе. По словам Исака Давидовича Фрумина, в свое время Михаил Петрович Щетинин отказался от школы в Красноярске, пояснив, что его видение школы уже не вмещается в железобетонную конструкцию. В Текосе становится понятно, что он имел в виду много лет назад.
В каждом доме живут дети разных возрастов - ученики школы. Они составляют группу, отряд, малый коллектив. В школе такую группу людей называют НППО - научно-педагогическое производственное объединение. Что это означает, объясню позже.
В доме с этой разновозрастной группой учеников живет старший или старшая, которые когда-то закончили школу Щетинина, получили педагогическое образование и теперь руководят разновозрастным коллективом учеников каждого дома школы. У домов-отрядов есть названия: "Сура", "Урал" и так далее. Надо сказать, что в школе Щетинина всему придается большое значение, в том числе и названиям. За каждым названием целая история.
Каждый дом - отряд, коллектив, НППО - выбирает себе в качестве основного тот или иной образовательный предмет или образовательную область. Математика, химия, биология и так далее. НППО может выходить с инициативой на расширение образовательной области или на создание совершенно новой для школы области, как, например, океанология. В НППО каждый ученик проходит предмет в трех ипостасях: как ученик, как преподаватель и как методист.
Что это означает?
В школе преподавателей в традиционном смысле нет. В качестве преподавателей внутри НППО выступают в зависимости от ситуации либо более старшие ученики, либо руководители НППО, либо приглашенные со стороны специалисты, либо ученики других НППО, если изучается другая образовательная область.
На деле это выглядит так. Если я нахожусь в НППО "Математика", то углубленно изучаю в своем доме математику, вникая во все межпредметные связи, и готовлюсь стать преподавателем математики для учеников других НППО, где, в свою очередь, так же готовятся обучить меня, например, биологии.
Нетрудно увидеть, что при такой системе в школе на каждого ученика очень много преподавателей. Все ученики НППО "Биология" в то же самое время и преподаватели биологии для остальных НППО. Все ученики НППО "Математика" в то же самое время преподаватели математики для остальных НППО.
Одна из главных особенностей учебного процесса заключается в том (пожалуйста, не падайте), что все ученики школы проходят программу средней школы за один год. Все до одного ученика независимо от возраста. В школу приходят дети в среднем лет девяти-десяти.
Это, наверное, самый болезненный момент в восприятии школы Щетинина. Как возможно изучить программу нескольких лет за один год? Это нонсенс, а значит, и школа Щетинина тоже нонсенс.
Но никто и не говорит, что программу средней школы можно изучить за один год. В школе Щетинина программу школы проходят за один год, а изучают несколько лет. Каждый ученик проходит за год программу средней школы столько раз (или столько лет), сколько потребуется, чтобы изучить программу средней школы на безусловное "отлично". И за эти несколько лет ученик (у каждого свой темп) проходит программу и в качестве ученика, и в качестве учителя, и в качестве методиста.
Методистом он является постольку, поскольку в задачу НППО входит разработать для школы емкий курс по своей образовательной области, ясный и старшим, и младшим, и подготовленным, и неподготовленным, и быстро соображающим, и медленнее соображающим -ясный для всех. Так, если ученики-преподаватели из НППО "Математика" приходят преподавать математику в НППО "Биология", а кто-то из "Биологии" после всех попыток объяснить, что такое радианная мера, скажет, что он все равно не понял, в задачу представителей НППО
"Математика" входит придумать рано или поздно такое объяснение, чтобы поняли все биологи. Иногда для этого требуется перечитать книги, или поехать в Краснодарский университет, или пригласить профессора-математика с механико-математического факультета МГУ, но проблема с непониманием хотя бы одного ученика должна быть решена.
Кстати, по свидетельству приезжающих вахтовым методом профессоров, преподавать математику ученикам НППО "Математика" - сущая радость.
Можно сказать, что в школе Щетинина идет одна большая многолетняя деловая игра вокруг проблемы приобретения знаний, в результате которой усовершенствованы старые и разработаны новые образовательные области, созданы совершенно новые курсы-учебники, которые предполагают целостный взгляд на проблему в любой точке изучения, и, что, наверное, самое главное и самое удивительное, все участники этой деловой игры приобретают настоящие, им принадлежащие, ими выстраданные и в каком-то смысле ими созданные знания.
Сейчас в этой "игре" уже участвуют примерно двести учеников. Желающих поступить в школу Щетинина более трех тысяч.
Благодаря учебному плану, который подразумевает прохождение всей программы за один год, поступить в школу можно с любого возраста и в любой момент и учиться в ней сколько угодно мало или сколько угодно много. Важно, что у любого ученика всегда есть возможность изучить пропущенное или непонятое еще и еще раз. Иными словами, у школы есть возможность возвращаться к ученику столько раз, сколько ему это потребуется.
Одиннадцати летняя Настя из НППО "Урал" (это НППО специализируется на физике и астрономии) в течение полутора часов рассказала мне с соответствующими выкладками, рисунками, теоремами и определениями весь курс тригонометрии за среднюю школу, на который традиционные программы отводят полтора года.
Я не аттестационная комиссия, но и Настя, знающая тригонометрию, и десятилетний Кирилл, рассказавший мне строение клетки со всеми сопутствующими теориями, меня убедили, что ничего страшного в прохождении программы средней школы за один год нет. На поверку дети оказываются гораздо умнее, энергичнее и способнее, если есть возможность дать им столько внимания, сколько им нужно. Но обычно для этого не хватает учителей, а самое главное -собственного интереса учеников. И того и другого в школе Щетинина предостаточно, но есть еще нечто, что делает учеников его школы всесильными в прямом смысле этого слова.
Boarding school
В школе Щетинина ученики живут. Это их дом. Они здесь учатся, спят, обедают, завтракают и ужинают, ходят в горы, устраняют прорывы в трубах водоснабжения, стирают свои вещи, играют, смотрят на небо, рисуют, танцуют, в общем, живут. И вот где-то тут корень их особенной силы. В их образе жизни.
Меня спрашивают: а они что - сироты?
Сначала я очень удивился такому вопросу. Для меня связка - школа, в которой дети живут, и интернат для детей-сирот - не очевидная. Наверное, потому, что многие лучшие частные подростковые школы США, в которых мне довелось побывать, именно интернатского типа. Так называемые boarding schools. По утверждению руководителей тех школ, сегодня это единственный способ дать полноценное современное образование подростку. Во-первых, в школах, в которых дети живут, время на обучение становится существенно эффективнее, а во-вторых, по-другому решаются задачи воспитания.
В школе Щетинина живут обычные дети с разными судьбами, со всех уголков страны. Родители и дети приняли решение, что хотят быть в этой школе, дождались очереди, приехали и стали учиться.
Но, конечно, дело не только в том, что они живут там, где учатся, а учатся там, где живут.
На мой взгляд, главная особенность школы Щетинина заключается в невероятном бесстрашии перед любым делом, которое, наверное, распространяется на детей и их старших товарищей от самого Михаила Петровича Щетинина. Нисколько не утрируя, это бесстрашие заключается в формуле: решил сделать или надо сделать - сделай! Это касается всего. Пятно на рубашке? Тут же постирай. Перекосился шкаф? Немедленно подстругай, выпили, подложи, но шкаф должен стоять ровно. Иначе он не шкаф. Не хватает места для занятий? Построй дом.
Как это - построить дом?
Придумай, узнай, начерти, достань материал, научись сделать кладку, пойми, как держится крыша, откуда и куда проводить электропроводку, - и построй дом, в котором можно будет жить и учиться достойно. И важна каждая деталь, потому что бессмысленное, непродуманное лишает сил,убивает.
За пять лет руками детей в летние каникулы придумано, разработано и построено пять удивительных, сказочных домов. Ребенок, который своими руками построил дом, знает, что он может все. Дети в школе Щетинина действительно могут все. Это легко обнаружить за три дня присутствия в школе по походке, по естественным улыбкам, по желанию одарить тебя (по-другому не скажешь) приветствием, по умению общаться, по умению перестраиваться с одной деятельности на другую.
Я застыл при входе в зал, боясь наследить на потрясающем, ослепительном паркете, а мальчик еще совсем детским голосом рассказывал мне, как прошлым летом он клал именно этот паркет, а заодно и про все другие способы укладки паркета! Потом он с не меньшей заинтересованностью рассказывал мне про аномальные явления Мирового океана: отчего возникают промоины в Антарктиде, как это связано с биохимическим составом воды на экваторе и с температурными градиентами чего-то еще.
Я учусь
Два дня я учился в школе Щетинина. Один день в НППО "Урал" (специализируется на физике и астрономии), второй - в НППО "Сура" (специализируется на биологии и химии). Честно скажу, наверное, впервые в жизни я понял, что у меня есть возможность наконец перестать сетовать по поводу своей провальной учебы в школе, а просто взять и снова пройти школьный курс. Настя рассказывала тригонометрию, Кирилл рассказывал устройство человеческого тела, рядом группка ребят решала задачи, да так, что Евгении Михайловне Артюшиной, хозяйке "Урала", приходилось подчеркивать, что перерыв в занятиях не менее важен, чем сами занятия. А потом настал тот самый запоминающийся миг, когда вдруг зазвучала музыка и, скинув туфли, девчонки в длинных юбках завели танец. Я только потом узнал, что в школе Щетинина танцуют все. Я тоже хочу так танцевать.
Вообще "я тоже хочу так уметь" - одно из не покидавших меня чувств за все время пребывания в Текосе.
Потом в конце утренней части занятий мы перешли в одну из комнат-спален (как они чисто и уютно прибраны!) и стали вслух читать "Капитанскую дочку". Насколько я понял, в "Урале" книги, которые решили читать вместе, читают по очереди изо дня в день. Но прежде чем читать, кто-то из группы пересказывает книгу с самого начала и до момента, на котором остановились в прошлый раз. При мне пересказывать и читать следующий отрывок досталось двум двенадцатилетним девочкам. Я слушал, что называется, открыв рот. Оказывается, текст "Капитанской дочки" очень непростой на слух. Но по смеху, по невольным комментариям было видно, что эти ребята умеют читать в самом серьезном смысле этого слова.
А потом мы отправились на занятия рукопашным боем. Все переоделись в камуфляжную форму. И я тоже. Отправились в специальный зал.
Я знаю, что многие ругают Щетинина за рукопашный бой. Но мне понравилось. Мне показалось, что на этих занятиях, включающих серьезную разминку, понимание смыслов различных движений, приобретение навыков постоять за себя, помочь товарищу ничуть не меньше, если не больше смысла занятий физкультурой в моем детстве.
Меня поручили ученику школы Николаю. Николай терпеливо отрабатывал со мной приемы. Главное, чем он поразил меня, - это умение учить. То, что рядом с тобой педагог, понимаешь именно тогда, когда что-то не получается. Николай быстро сообразил, что моя основная проблема - при падении, и придумал упражнение, которое поможет мне потренировать определенное движение.
Ну а самое замечательное - после занятий рукопашным боем все ученики отправились в душ. Я вспомнил, что не любил физкультуру в школе именно за то, что после всех этих пробежек, подпрыгиваний и игр приходилось взмокшими идти на уроки в классы.
Обед. Перерыв. Затем с 4 до 8 снова занятия. Уже вечером в комнатах, где занимались, разожгли камины. Я и не думал, что живой огонь может давать столько тепла.
На вечерний "огонек" собрались всей школой, и каждый говорил что-то о дне прошедшем и о делах предстоящих. Легли спать в десять.
Школа Щетинина возникла не на пустом месте. Она -результат трех десятилетий бурного развития советской педагогики. Любой опытный педагог,
проведя какое-то время в Текосе, обнаружит и обрадуется, каким неожиданным образом расцвели достижения прежних лет на этом небольшом клочке земли.
Так, создатели коммунарского движения, руководители знаменитого "Орленка" смогли сделать очень многое, но не школу. Объединить детей по поводу прополки капусты, сборки овощей, творческих дел получалось, но сделать делом отряда само обучение в школе оказалось невозможным, потому что это требовало коренной перестройки школы. Хотя попытка такая Фаиной Яковлевной Шапиро в Ленинграде предпринималась. У Щетинина все лучшее от того движения присутствует: и коллективные дела, и вечерние "огоньки", и дух совместного творчества. Но все это - школа, все это направлено на получение знаний. Хотя сам Михаил Петрович говорит, что самое страшное, что может быть между людьми, а особенно между детьми, - это любые формы коллективного осуждения. У всего коллективного должна быть жесткая граница. Человек важнее коллектива, хотя вместе сделать можно гораздо больше.
Виктор Федорович Шаталов доказал, что учить можно всех и преподавать учебный предмет целиком. Два года назад в подмосковной школе Виктор Федорович за одну неделю обучил восемьдесят учеников пятых, шестых и седьмых классов курсу геометрии за седьмой класс. Но чтобы вся школа стала такой, нужно, чтобы в ней все стали Шаталовыми. Виктор Федорович говорит: зачем нужна двенадцатилетка, если теперешнюю программу можно пройти на два-три года быстрее? После этого я больше не удивлялся таким же умениям учителей-учеников в школе Щетинина. У Щетинина все учителя в чем-то Шаталовы.
Всякого входящего в школу не может не удивить завораживающая чистота и порядок. Не может не поразить стремление уйти от однообразности во всем. Кто когда-нибудь строил школы, в которых было бы столько света?
В умывальной комнате на кранах с горячей водой не оказалось вентилей. Щетинин удивился: в чем дело? Да вот решили снять их, пока нет горячей воды в этом корпусе, чтобы не перекрутили. Щетинин попросил поставить вентили обратно и написать объявление. Голые вентили нарушают гармонию больше, чем свернутые. Словно мы не доверяем сами себе.
Щетинин такой. Очень внимательный к деталям. В этом проявляется настоящий педагог. Дети понимают, когда педагог почти незаметно предупреждает их дискомфорт.
Alexander вне форума   Ответить с цитированием
Старый 19.11.2010, 20:06   #3
вика тузикова
Новичок
 
Регистрация: 19.11.2010
Сообщений: 1
вика тузикова пока не определено
По умолчанию помогите информацией

прочитала в газете о школе михаила щетинина как можно подробнее о ней узнать,есть ли официальный сайт школы.телефоны
вика тузикова вне форума   Ответить с цитированием
Старый 24.11.2010, 00:05   #4
Alexander
Administrator
 
Аватар для Alexander
 
Регистрация: 15.03.2009
Адрес: Москва
Возраст: 65
Сообщений: 614
Записей в дневнике: 6
Alexander на пути к лучшему
По умолчанию

Cайт школы Щетинина в Текосе http://rodova.narod.ru/
Alexander вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Закладки

Метки
академик АПН Щеткин, Геленджикского района, Село Текос, школа


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Часовой пояс GMT +3, время: 02:31.