Показать сообщение отдельно
Старый 21.03.2009, 00:30   #5
Александр
Пользователь
 
Аватар для Александр
 
Регистрация: 17.03.2009
Адрес: Москва
Возраст: 65
Сообщений: 88
Александр пока не определено
По умолчанию

ДИНАМИЧЕСКОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ

В настоящем разделе мы рассмотрим некоторые динамические методы достижения расслабления. Они в значительно большей степени используют движения глаз и других органов тела. Отсюда и их название.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ

Сетчатка человеческого глаза состоит из нескольких слоев. В одном месте все эти слои практически полностью исчезают и остается один светочувствительный слой. В этом месте находится наиболее чувствительная часть сетчатки глаза, представляющая собой маленькое круглое возвышение, которое называется МАКУЛОЙ, или ЖЕЛТЫМ ПЯТНОМ. В центре макулы есть небольшое углубление, которое называется ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЯМКОЙ. Эта точка сетчатки глаза обеспечивает наиболее острое зрение человека. Не случайно, когда человек хочет четко увидеть какой-либо объект, он автоматически поворачивает в этом направлении голову, что обеспечивает фиксацию предмета своего внимания центральной ямкой. Благодаря такому устройству органа зрения, одна часть любого объекта всегда видна лучше, чем остальные. Таким образом, ЦЕНТРАЛЬНОЙ ФИКСАЦИЕЙ называется способность глаза смотреть прямо на объект и, делая это, видеть его с помощью центра зрения лучше всех остальных объектов.

Как видите, в данном случае сравнение глаза с фотокамерой невозможно. Светочувствительная пленка в фотоаппарате, выступающая часто в подобных сравнениях в качестве аналога сетчатки, имеет равную чувствительность к свету во всех своих частях. Глаз же имеет точку максимальной чувствительности центральную ямку.

Человеку с нормальным зрением все объекты кажутся видимыми хорошо одновременно. На самом деле это не так. Просто глаз, обладая колоссальной скоростью движения и совершая множество мелких, не осознаваемых человеком перемещений, успевает "обежать" все детали объектов центральной ямкой и передать в мозг за это время множество нервных импульсов. Мозг, также обладая высокой скоростью обработки информации, интерпретирует эти сигналы, и у человека создается ощущение одновременного видения множества объектов четкими.

Если, например, мы смотрим на какую-нибудь букву на проверочной таблице, мы должны видеть ее лучше, чем любую другую букву на ней. Если мы рассматриваем какую-либо маленькую букву на проверочной таблице и смотрим на ее верх, мы должны видеть низ и другие части этой буквы хуже, чем прямо рассматриваемый верх. При этом степень черноты верха должна быть выше, чем остальных частей. В то же время, чем четче видна буква, тем выше степень ее черноты и тем белее непокрытые краской места. Глаз при смотрении центральной фиксацией на объекты не должен испытывать никакого чувства напряжения. Когда глаз овладевает центральной фиксацией, он находится в идеальном состоянии покоя и может смотреть на объекты неопределенно долго без каких-либо признаков утомления. Если центральная фиксация идеальна, то и зрение, согласно Бэйтсу, идеально.

Бэйтс утверждает, что "неизменным симптомом всех аномальных состояний глаз, как функциональных, так и органических, является то, что...центральная фиксация теряется. Эти обстоятельства связаны с тем, что когда зрение нормально, чувствительность ямки нормальна, но когда зрение ухудшается (по любой причине), чувствительность ямки снижается до такой степени, что глаз видит точно так же и даже еще лучше другими частями сетчатки" [16, р.59]. Далее Бэйтс продолжает свою мысль: "Причиной такой потери функции центра зрения является психическое напряжение. Поскольку все аномальные состояния глаз (как органические, так и функциональные) сопровождаются психическим напряжением, всем им необходимо должна сопутствовать потеря центральной фиксации. Когда мозг находится под напряжением, глаза обычно в большей или меньшей степени слепнут. В первую очередь слепнет центр зрения - частично или полностью, в зависимости от степени напряжения. Если напряжение достаточно велико, в этот процесс может быть вовлечена вся или большая часть сетчатки. Когда функция центра зрения частично или полностью подавлена, человек не может более видеть лучше всего точку, на которую он смотрит. В таком случае объекты, на которые он не смотрит прямо, видны так же хорошо или даже лучше, поскольку чувствительность сетчатки теперь становится приблизительно равной в каждой своей части или даже лучшей в части вне центра. Следовательно, во всех случаях нарушенного зрения человек неспособен видеть лучше всего то, на что он смотрит" [16, р.60].

Человек начинает пытаться увидеть все поле зрения одинаково хорошо одновременно. Такое состояние, когда центральная фиксация теряется частично или полностью, называется ЭКСЦЕНТРИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИЕЙ. При этом буквы или слова выглядят менее четкими, чем если бы глаз смотрел способом центральной фиксации. Края букв (их контуры) кажутся менее четкими, менее обозначенными и выглядят расплывчатыми. Могут быть искажены как форма букв (объектов), так и их размеры. Другими симптомами эксцентрической фиксации являются плавающие перед глазами частички, множественные изображения объектов (их двоение, троение и т.д.), боль в глазах, их быстрое утомление, чувство напряжения в них и другие неприятные ощущения.

Чтобы видеть какой-либо объект хуже, когда он смотрит в сторону, человек при эксцентрической фиксации вынужден отводить свой взгляд далеко в сторону от этого объекта. Иногда это расстояние измеряется метрами.

Когда эксцентрическая фиксация становится делом привычным, постоянное напряжение глаза, пытающегося увидеть все поле зрения одинаково хорошо одновременно, приводит к различного рода нарушениям зрения. Нередко оказывается, что эксцентрическая фиксация - единственная причина ухудшения зрения.

Бэйтс в своих изысканиях пришел к выводу, что если глаз с плохим зрением сознательно подражает свойствам нормального глаза, зрение первого всегда улучшается. Так, для восстановления способности глаза к центральной фиксации нужна сознательная ее тренировка. Осуществляется это путем представления видения одной части поля зрения более четкой, чем все остальные части. Человеку надо показать, что он не видит так же четко объекты в периферическом поле зрения (а таким полем фактически является все поле зрения за исключением точки, фиксируемой центральной ямкой), как прямо рассматриваемую точку. Для этой цели Бэйтсом разработаны специальные упражнения.

С некоторыми из них вы уже встречались, с другими - встретитесь. Так, вы можете делать шесть предложенных Бэйтсом упражнений из раздела 3.4.2. (упражнения nn 21-26).

При их выполнении обращайте особое внимание на то, что точка, куда устремлен ваш взгляд в настоящий момент, видна лучше всего по сравнению с остальными объектами. На первых порах этой "точкой" у вас будет буква или, может быть, даже зона большего размера. Со временем, по мере овладения мастерством центральной фиксации, вы сможете видеть лучше всего зону размером с маленькую точку, такую, какая стоит в конце этого предложения. Чтобы удерживать эту точку постоянно в своем представлении, вам надо будет непрерывно перемещаться по ней, видя прямо рассматриваемую зону лучше всего (как видите, центральная фиксация тесно связана с перемещениями глаза (см.раздел 3.4.2.)). Вам надо стремиться к максимальному сокращению размеров зоны, видимой лучше всего. Бэйтс утверждает, что чем ближе точка максимального зрения приближается к математической точке, не имеющей никакой площади, тем лучше зрение [16, р.59-60].

Ряд упражнений на развитие центральной фиксации был предложен Р.С.Агарвалом. Он довольно удачно соединил упражнения из древнеиндийских методов лечения с собственными разработками. Последние представляют собой модификацию некоторых упражнений Бэйтса.

Упражнения на развитие центральной фиксации использовались в древней Индии. Наиболее известно упражнение, которое называется Тратак, на так называемой Ом-карте. Слово "тратак" использовалось в санскрите для обозначения центральной фиксации. Тратак способствует сохранению хорошего зрения и улучшению плохого. Изображение Ом-карты вы найдете в книге.

В центре рисунка вы видите слово "ОМ", которое написано в традиционной манере, символизирующей высшую жизненную силу в созидательном действии. Подробное описание тренировки на Ом-карте приводится в изложении индийского профессора Р.С.Агарвала, который внимательно ознакомился с древними методами лечения, используемыми у него на родине, прежде чем слил их с системой Бэйтса [8, р.60-61].



УПРАЖНЕНИЕ n 11 (УПРАЖНЕНИЕ ТРАТАК НА ОМ-КАРТЕ)

Приведенные ниже варианты упражнений с Ом-картой способствуют развитию чувствительности центральной ямки (макулы) сетчатки, росту остроты зрения и улучшению кровоснабжения глаз.

ВАРИАНТ 1. Направьте свой взгляд на исходную точку знака в центре Ом-карты и заметьте, что часть, на которую вы смотрите, кажется самой четкой. Затем начните медленно перемещайте свой взгляд по знаку. Все время обращайте внимание на то, что часть, на которую вы смотрите в данный момент, кажется чернее всего остального. Повторите упражнение 3 раза. Заметьте, что весь знак кажется теперь приобретшим более темный оттенок. Этот вариант упражнения можно делать на расстоянии от 30 сантиметров до 3 метров от Ом-карты.

ВАРИАНТ 2. Вокруг знака, как вы видите, имеется ломаная линия. Перемещайте свой взгляд по отрезкам ломаной линии и обратите внимание на то, что отрезок, на который вы смотрите сейчас, виден имеющим более темный цвет, нежели остальные. Когда вы перемещаете взгляд, двигайте вместе с ним и голову ("смотрите" на отрезки носом). Взгляд и голова должны двигаться вместе. Во время выполнения упражнения делайте мягкие моргания на каждом изломе. Упражнение можно делать, стоя от Ом-карты на расстоянии от 30 сантиметров до 1,5 метров.



УПРАЖНЕНИЕ n 12

Вокруг знака проведена окружность. Перемещайте свой взгляд, двигая одновременно глаза и голову, по окружности. Делайте это сначала, открыв глаза, а потом, закрыв их и представляя себе окружность. Это упражнение, если оно делается правильно, очень полезно, когда глаза более или менее обездвиживаются, как это бывает в случаях глаукомы или заболеваний сетчатки.

УПРАЖНЕНИЕ n 13 (ЧТЕНИЕ МЕЛКОГО ШРИФТА) Очень полезным для развития центральной фиксации является чтение текстов, написанных или напечатанных мелким шрифтом. Р.С.Агарвал обращает внимание на то, что многие древние манускрипты и религиозные тексты в Индии (например, Гита и Махабхарата) были написаны очень мелким шрифтом и предназначались для ежедневного чтения. (В настоящее время вместо этих текстов Р.С.Агарвал, М.Д.Корбетт и другие авторы рекомендуют для тренировки центральной фиксации пользоваться уменьшенной фотокопией текста из любой книги.)

Большая часть людей, как отмечает в своей книге Р.С.Агарвал, занимающаяся традиционными индийскими ремеслами, где техника исполнения требует длительной работы с мелкими деталями - рисование, мелкая скульптура, вышивание и другие виды искусств - сохраняют прекрасное зрение до глубокой старости [8, р.63]. Причину этого Агарвал видит в том, что эти виды тонких работ требовали от них великолепно развитой центральной фиксации.

Для развития центральной фиксации Бэйтсом и большинством его последователей - Агарвалом, Корбетт и другими - рекомендуется ежедневное чтение мелкого шрифта или шрифта диамант. Если вы не сможете достать такой мелкий шрифт, то воспользуйтесь уменьшенной фотокопией любого текста. Многим людям, жаловавшимся на головные боли во время чтения, а также на непрерывный рост силы линз в очках для чтения, это упражнение принесло большую пользу. Если вы не можете читать его без очков, то можете воспользоваться очками при чтении такого шрифта некоторое время, но когда зрение улучшится, вам обязательно надо будет снимать их во время чтения.

Помните: чтение мелкого шрифта должно происходить без какого-либо дискомфорта. Если вы испытываете неприятные ощущения, то немедленно прекратите чтение. Дискомфорт свидетельствует о наличии напряжения, т.е. о неправильном использовании вами своих глаз. Если чтение мелкого шрифта осуществляется правильно, ничего подобного замечать вы не должны. Чтение мелкого шрифта не только не требует больших усилий, но и гораздо легче, чем чтение крупного шрифта, конечно, если это делается в правильной, расслабленной манере.

Бэйтсом было обнаружено, что некоторым людям очень трудно добиться видения объектов, не зафиксированных взглядом, хуже, чем прямо рассматриваемого объекта. "Большинству людей, - пишет он, - без труда удается смотреть на низ большой буквы "С" на проверочной таблице и видеть ее верх хуже. Но в некоторых случаях не только не удается этого сделать, но даже не удается отделаться от крупных букв, если дистанция позволяет их увидеть. Такие крайние случаи иногда требуют значительной изобретательности: во-первых, чтобы показать человеку, что он не видит лучше всего то, на что смотрит прямо, а во-вторых, чтобы помочь ему увидеть какой-нибудь объект при взгляде в сторону от него хуже, чем при взгляде прямо на него. Полезным было найдено использование в качестве одной из точек фиксации сильного источника света (или двух источников света в 5-10 футах (ПРИМ.АВТ.: фут равен приблизительно 30,5 см.) друг от друга). Человеку, когда он смотрит в сторону от источника света, легче увидеть его менее ярким, чем увидеть хуже какую-нибудь черную букву при взгляде в сторону от нее. Тогда в последующем сделать то же самое с буквой будет много проще" [16, р.64]. Далее он описывает один случай, который наглядно иллюстрирует практическое приложение сказанного им. Описание способа, каким Бэйтс восстановил зрение пациентки, вполне может служить в качестве самостоятельного упражнения.



УПРАЖНЕНИЕ n 14

На прием к Бэйтсу пришла женщина со зрением 3/200 (ПРИМ.АВТ.: это означает, что зрение женщины было настолько плохим, что она лишь с 3 футов была способна увидеть то, что человек с нормальным зрением видел с 200 футов. Подробнее о том, как записывается состояние зрения, рассказано в главе 5), которая утверждала, что она лучше видит большую букву "С" (самая большая буква в проверочной таблице Снеллена. Расположена на самом верху таблицы), когда смотрит на какую-нибудь точку несколькими футами в стороне от нее, нежели при взгляде прямо на нее. Бэйтс обратил внимание пациентки на тот факт, что ее глаза быстро устают, а зрение ослабевает, когда она рассматривает объекты подобным образом. Затем он попросил ее посмотреть на яркий объект приблизительно в 3-х футах в стороне от проверочной таблицы. Это так сильно приковало ее внимание, что она смогла увидеть большую букву на проверочной таблице хуже. После этого при повторном взгляде на букву ей удалось увидеть ее лучше.

Таким образом, пациентке было показано, что она может делать одно из двух: либо смотреть в сторону и видеть букву лучше, чем она видела ее до этого, либо смотреть в сторону и видеть ее хуже.

Позже ей удалось научиться видеть букву хуже все время, пока она смотрела тремя футами в сторону от нее. Постепенно, с постоянным улучшением в зрении, ей удалось сократить это расстояние - сначала до двух футов, потом до одного фута и, наконец, до шести дюймов. В конце концов, пациентка смогла смотреть на низ буквы и видеть ее верх хуже или смотреть на верх буквы и видеть ее низ хуже. По мере тренировки она научилась смотреть подобным образом и на более мелкие буквы. Наконец, она прочитала строку десять (строку, которая обычно должна читаться с 10-ти футов) с расстояния 20 футов. Этим же методом она научилась читать шрифт диамант сперва с 12-ти дюймов, а затем и с 3-х дюймов. В итоге, благодаря одним лишь этим простым методам, она научилась видеть лучше всего то, на что был направлен ее взгляд. "Зрение ее, - пишет Бэйтс,- восстановилось полностью" [16, р.64].

Логическим продолжение использованного Бэйтсом метода является упражнение, рекомендуемое Р.С.Агарвалом [8, р.111]. Он использует яркий источник света, чтобы показать пациенту то, что при центральной фиксации он должен видеть лучше всего объект, на который непосредственно направлен взгляд.



УПРАЖНЕНИЕ n 15

Разместите источник света, например, лампочку в шести или больше метрах от себя. Посмотрите на нее, а потом отведите взгляд в сторону на какой-либо объект в 30 или больше сантиметрах от лампочки так, чтобы она показалась менее яркой. Путем тренировки и изменения дистанции до фиксируемой в стороне от источника света точки пациент на собственном опыте должен убедиться в том, что источник света виден лучше всего тогда, когда взгляд направлен прямо на него.

Чтобы улучшить центральную фиксацию, необходимо воспользоваться проверочной таблицей. Возьмите ее в свои руки. Посмотрите на белый фон непосредственно под буквой "Б" (В таблице Сивцева используется самая большая буква "Б", которая расположена на первой строке сверху). При этом вы будете видеть букву "Б" целиком, но нижняя ее часть будет казаться более четкой, чем верхняя. Теперь переместите свой взгляд на белое поле прямо над буквой "Б" и заметьте, что верхняя ее часть стала более четкой, чем ее низ. Переместите таким способом свой взгляд с верха буквы вниз и обратно три раза.

Проделайте аналогичные упражнения с буквами на следующих строках проверочной таблицы вплоть до шестой или седьмой строки.

Если часть буквы, рассматриваемая прямо, не видна лучше всего, то закройте глаза на полминуты и вспоминайте черный или белый цвета. Затем откройте глаза и вновь поработайте с буквой.

"Чем меньше рассматриваемая таким способом буква,- пишет Бэйтс,_ или чем короче расстояние, на которое пациент вынужден смотреть в сторону от какой-либо буквы, чтобы увидеть противоположную ее часть неясно, тем больше степень расслабления и лучше зрение. Когда станет возможным смотреть на низ какой-либо буквы и видеть верх ее хуже, или смотреть на верх буквы и видеть низ хуже, станет возможным и видение этой буквы совершенно черной и четкой. Сперва такое зрение может прийти только проблесками - буква четко выявится на какой-то момент, а потом исчезнет. Но постепенно, если тренировки будут продолжаться, центральная фиксация станет привычной" [16, р.63].

Обычно крайние степени эксцентрической фиксации встречаются при высокой степени миопии. Таким людям практиковать видение хуже не рассматриваемой прямо точки надо на близком расстоянии, где у них еще сохранилось хорошее зрение. Постепенно расстояние надо увеличивать.

Во всех случаях тренировки центральной фиксации Бэйтс рекомендует думать не столько о точке, рассматриваемой прямо, как видимой лучше всего, сколько о точке, не рассматриваемой прямо, как видимой хуже. "Объясняется это тем,- пишет Бэйтс,что тренировка на буквах в большинстве случаев имеет тенденцию усиливать напряжение, под которым уже работает глаз. Одна часть какого-либо объекта видна лучше всего только тогда, когда мозг удовлетворяется видением большей его части неясным. Когда степень расслабления увеличивается, площадь части, видимой хуже, начинает расти, пока часть, видимая лучше всего, не станет просто точкой" [16, р.65-66].

Бэйтс отмечал в своей работе, что пределы зрительных возможностей человека зависят от степени достигаемой им центральной фиксации. Чем выше степень центральной фиксации, тем более мелкие детали он способен разглядеть. Центральная фиксация, практикуемая даже человеком с нормальным зрением, существенно повышает остроту его зрения. В принципе, можно даже добиться видения невооруженным взглядом спутников Юпитера.

Центральная фиксация оказывает благотворное влияние не только на зрение, но и на другие функции организма. Поскольку, как объясняет Бэйтс, центральная фиксация невозможна без совершенного психического контроля, то центральная фиксация глаз означает и центральную фиксацию мозга (психики). Это значит, что при использовании центральной фиксации в своей деятельности человек может существенно развить свои психические способности - укрепить память, развить наблюдательность и т.д.

Таким образом, вы ознакомились с основами центральной фиксации. В системе Бэйтса она применяется, как правило, вместе с упражнениями на перемещение и раскачивание. В жизни же эти два свойства нормального глаза неразделимы. О том, что представляют собой перемещения и раскачивания, вы узнаете из следующего раздела.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И РАСКАЧИВАНИЕ

Первейший закон зрения - это движение. Глаз видит только тогда, когда он находится в непрерывном движении. Для того, чтобы зарегистрировать изображение объекта на сетчатке, глазу достаточно всего 1/150 секунды. Поэтому нормальный глаз осуществляет колоссальное количество перемещений в единицу времени, обеспечивая иллюзию непрерывного видения достаточно большого объекта.

Перемещения глаза при этом могут быть произвольными и непроизвольными. Произвольные движения глаз - это движения, осуществляемые при перемещении взгляда с одной точки на другую. Непроизвольные движения глаз непрерывны, осуществляются автоматически, имеют очень маленькую амплитуду и незаметны при внешнем осмотре глаз.

Если произвольные перемещения осуществляются легко и часто, то непроизвольные движения носят нормальный характер. Но если появляется напряжение (из-за пристального смотрения и по другим причинам), нарушающее произвольные движения, непроизвольные перемещения глаз становятся аномальными, что еще больше увеличивает существующее напряжение [73, р.34].

Чтобы нормализовать как произвольные, так и непроизвольные перемещения глаз, в системе Бэйтса предлагаются специальные упражнения. Основанием для их использования послужил выявленный Бэйтсом факт положительного воздействия на зрение сознательного подражания глазом с плохим зрением свойству нормального глаза непрерывно перемещаться.

Как мы уже отмечали выше, нормальный глаз имеет нормальное зрение лишь в случае, когда он находится в расслабленном состоянии. Такое состояние возможно только тогда, когда человек не прилагает усилий увидеть объект. Нормальный глаз, когда он не может разглядеть какого-либо объекта, тут же перемещается на другой. При этом человек с нормальным зрением всегда может наблюдать интересную иллюзию, заключающуюся в том, что все рассматриваемые объекты кажутся движущимися. Если, например, рассматривается какая-нибудь буква в отдалении, то она кажется совершающей легкие движения в различных направлениях. При ходьбе тротуар кажется движущимся в противоположном направлении, а дома по обе стороны улицы, особенно, если они находятся близко, кажутся уходящими назад. При чтении страница кажется уходящей в сторону, противоположную движению вашего взгляда. Если мы посмотрим на правый бок какой-либо буквы, она окажется слева от направления нашего взгляда и, таким образом, появится иллюзия, что она сдвинулась влево. При взгляде на левый бок буквы она окажется справа от направления нашего взгляда, и появится иллюзия качка буквы вправо. Аналогично, при взгляде на верх буквы или на ее низ она нам покажется качнувшейся, соответственно, вниз или вверх. Если же мы будем непрерывно перемещать свой взгляд, например, с левого бока буквы на правый и обратно, то при нормальном зрении должна появиться иллюзия раскачивания буквы (маятникообразное качание).

Как и любую вещь, перемещение взгляда можно делать правильно и неправильно.

НЕПРАВИЛЬНЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ взгляда будет такое движение глаз, которое осуществляется в направлении ином, нежели движение головы. И наоборот, нельзя перемещать голову в направлении отличном от направления движения глаз, если вы хотите сохранить при этом идеальное зрение. Движение головы должно осуществляться в том же направлении, что и движение глаз, т.е. их движения должны быть согласованными. Неправильным будет, если вы будете поворачивать свои глаза, а голову будете держать неподвижной. Другим случаем неправильного перемещения взгляда является ситуация, когда глаза остаются неподвижными, а голова движется. Чтобы приучить себя к правильным скоординированным движениям глаз и головы проделайте следующие простейшие упражнения [8, р.135].



УПРАЖНЕНИЕ n 16

Посмотрите вправо, потом влево, двигая каждый раз головой. Попытайтесь сделать теперь неправильный способ перемещения глаз (без поворота головы) и вы почувствуете, что в глазах появилось напряжение.



УПРАЖНЕНИЕ n 17

Раскачивайте тело, голову и глаза подобно маятнику. Глаза при этом должны быть закрыты. Отметьте, что глазные яблоки двигаются вместе с движением головы.

УПРАЖНЕНИЕ n 18

Попытайтесь подражать походке слона с раскачиванием. Сделайте шаг правой ногой и качните тело, голову и глаза вправо, и наоборот.



УПРАЖНЕНИЕ n 19

Возьмите книгу и, держа ее на расстоянии, откуда шрифт виден лучше всего, читайте ее, перемещая одновременно глаза и голову из стороны в сторону.

В результате правильно осуществляемых перемещений глаз появляется иллюзия движения объектов (их раскачивания, колебания). Если перемещения делать правильно, свидетельством чего является такое кажущееся движение, то они окажут большую помощь в восстановлении зрения. Такие перемещения предотвращают попытки глаз пристально смотреть на объекты и, таким образом, снимая напряжение глаз, способствуют улучшению зрения.

Многим людям довольно трудно объяснить, как это могут двигаться неподвижные объекты. Они твердо вбили себе в голову то, что это просто невозможно. Делая упражнения на перемещение и раскачивание, они "цепляются" за эти объекты глазами, которые тут же начинают напрягаться. Естественно, что в этом случае объекты остаются неподвижными. Как побочный результат такой неправильной техники исполнения упражнений могут появиться неприятные ощущения в глазах, головокружение, иногда чувство легкой тошноты.

Таким людям и особенно людям с плохим зрением обязательно надо добиться представления, что неподвижные объекты движутся. Успешным в обучении этой категории пациентов представлению движения неподвижных объектов показал метод, предлагаемый Р.С.Агарвалом [8, р.114]. Поступите следующим образом.



УПРАЖНЕНИЕ n 20

Повесьте проверочную таблицу на расстоянии около 4,5 метров от пациента. Пусть он посмотрит на какую-либо точку одним метром правее таблицы. Тогда она окажется слева от рассматриваемой точки и будет сдвигаться дальше влево, если вы будете перемещать свой взгляд правее. Затем пусть пациент посмотрит левее от проверочной таблицы. Таблица сдвинется вправо по отношению к рассматриваемой точке.

Чем шире будет перемещение взгляда от одной точки к другой, тем больше будет качок (колебание) таблицы. Путем повтора пациент должен осознать, что всякий раз, когда рассматриваемая точка смещается вправо от проверочной таблицы, таблица и все другие объекты должны сместиться влево, и наоборот. Когда это будет твердо усвоено, производить иллюзию раскачивания станет все легче и легче. Пациент, как бы твердо он ни уверовал в то, что неподвижные объекты не могут двигаться, вынужден будет признать, что когда его взгляд смещается в одну сторону, таблица сдвигается в противоположную. Существование этого движения столь бесспорно, что вскоре пациент просто не сможет не представлять неподвижные объекты движущимися всякий раз, когда глаза перемещаются справа налево, слева направо или в любых других направлениях. Добиться этого обычно удается за довольно короткое время.

Это свойство нормального зрения - видеть объекты движущимися при перемещении глаза, как правило, теряется при его ухудшении.

Для восстановления нормальной работы глаз Бэйтсом были разработаны специальные упражнения на перемещение и раскачивание [16, р.108-112]. Они приводятся ниже. При исполнении этих упражнений вам надо будет одновременно овладеть мастерством центральной фиксации. Поэтому до того, как вы приступите к ним, было бы хорошо ознакомиться с содержанием раздела 3.4.1.



УПРАЖНЕНИЕ n 21

а) посмотрите на какую-нибудь букву на проверочной таблице;

б) переместитесь на другую букву на той же строке в достаточном отдалении от первой, так, чтобы она была видна хуже;

в) вновь посмотрите на первую букву и увидьте вторую хуже;

г) попеременно смотрите на эти буквы в течение нескольких секунд, видя хуже ту букву, на которую не направлен взгляд.

Когда удается сделать это упражнение, видение обеих букв улучшается. Они при этом кажутся двигающимися из стороны в сторону (качаются) в направлении, противоположном движению глаза.



УПРАЖНЕНИЕ n 22

а) посмотрите на какую-нибудь большую букву;

б) посмотрите на букву поменьше на достаточно большом расстоянии от нее. Большая буква тогда будет видна хуже;

в) вновь взгляните на большую букву и увидьте ее лучше;

г) повторите 6 раз. Когда удается это упражнение, обе буквы улучшаются, а проверочная таблица кажется движущейся вверх-вниз.



УПРАЖНЕНИЕ n 23

Перемещение методами, описанными выше, дает человеку возможность видеть одну букву на строке лучше, чем другие буквы и обычно позволяет различать ее проблесками. Для того, чтобы видеть эту букву непрерывно, необходимо научиться перемещаться от ее верха до низа и от низа буквы до ее верха, видя хуже часть, не рассматриваемую прямо, и создавая иллюзию качания:

а) посмотрите вверх над буквой на точку, достаточно удаленную от ее верхней части, чтобы видеть низ буквы или всю букву хуже;

б) посмотрите вниз от буквы на точку, достаточно отдаленную от ее нижней части, чтобы видеть верх буквы или всю букву хуже;

в) повторите 6 раз.

Если это успешно удается, буква будет казаться раскачивающейся вверх-вниз, а зрение улучшится. Это перемещение потом можно сократить, пока не удастся перемещаться между верхом и низом буквы, сохраняя раскачивание. Буква теперь будет видна постоянно. Если этот метод не принесет успеха, дайте глазам отдохнуть, сделайте пальминг и повторите упражнение снова.

Можно также практиковать перемещение с одного бока буквы на точку по ту сторону другого бока или от одного угла буквы на точку за другим углом.



УПРАЖНЕНИЕ n 24

а) посмотрите на какую-нибудь букву с расстояния, с которого она видна лучше всего. При миопии это расстояние составит сантиметров тридцать и менее того от лица. Перемещайтесь от верха до низа буквы до тех пор, пока не сможете попеременно видеть каждый из них хуже, буква не покажется чернее, чем прежде, и не появится иллюзия качания;

б) теперь закройте глаза и мысленно перемещайтесь от верха буквы к ее низу;

в) посмотрите, открыв глаза, на чистую пустую стену (ПРИМ.АВТ.: смотрение на чистую (однородную) пустую стену или поверхность, где нет каких-либо деталей, способных привлечь внимание, а, значит, и вызвать пристальное смотрение, рекомендуется Бэйтсом как одно из лучших средств для достижения расслабления глаз. Оно может выполняться и в качестве самостоятельного упражнения.) и повторите пункт б). Сравните способность мысленно перемещаться и осуществлять раскачивание со способностью делать то же самое зрительно в ближней точке;

г) теперь посмотрите на эту букву в отдалении и перемещайтесь от ее верха к ее низу. Если это удается, то видение буквы улучшится и появится иллюзия качания.



УПРАЖНЕНИЕ n 25

Некоторые люди (особенно дети) могут видеть лучше тогда, когда кто-нибудь указывает на буквы. В других случаях это наоборот, отвлекает. Если метод указывания окажется полезным, то рекомендуется действовать следующим образом:

а) пусть кто-нибудь поместит кончик своего пальца на 7-10 сантиметров ниже буквы. Затем человеку, восстанавливающему свое зрение, необходимо посмотреть на эту букву и переместиться на кончик пальца, увидев букву хуже;

б) сократите расстояние между пальцем и буквой сначала до 5-7 сантиметров, затем до 2-5 сантиметров и, наконец, до сантиметра, поступая каждый раз так, как это указано в пункте а). Если это удастся, то пациент сможет переводить взгляд от верха к низу буквы и обратно, видя попеременно каждую из них хуже и создавая иллюзию качания. Тогда станет возможным видеть букву непрерывно.



УПРАЖНЕНИЕ n 26

Нередко при плохом зрении бывает так, что в момент, когда человек смотрит на какую-нибудь букву, некоторые из крупных букв на строках выше данной или большие буквы "Ш" и "Б" на самом верху таблицы Сивцева кажутся чернее, чем рассматриваемая буква. Это делает невозможным идеальное видение более мелких букв. Чтобы избавиться от подобной эксцентрической фиксации, посмотрите на букву, которая видна лучше, и переместитесь к букве поменьше. Если это вам удастся, маленькая буква через несколько мгновений покажется чернее, чем более крупная. Если же после нескольких попыток этого не удастся добиться, дайте глазам отдохнуть, закрыв их и сделав пальминг, а затем вновь постарайтесь добиться своего. Можно также перемещаться от большой буквы к точке на некотором расстоянии ниже маленькой буквы, постепенно приближаясь к ней по мере улучшения зрения.



УПРАЖНЕНИЕ n 27

Полезным часто оказывается перемещение от проверочной таблицы на расстоянии 1-1,5 метров к таблице на расстоянии 3-6 метров, так как бессознательное воспоминание буквы, увиденной в ближней точке, помогает выявить ее на расстоянии.

При выполнении этих упражнений не пытайтесь настойчиво делать те из них, которые не удаются в данный момент. "Разные люди,- пишет Бэйтс,- найдут разные методы перемещения более или менее приемлемыми для себя. Если какой-либо метод после одной-двух попыток не приносит успеха, его следует отбросить и надо попытаться применить что-нибудь еще. Было бы ошибочным продолжать применение метода, не дающего быстрых результатов. Причиной неудачи в таких случаях является напряжение, а в том, чтобы продолжать напрягаться, нет ничего хорошего" [16, р.112].

Последователи Бэйтса также предложили ряд упражнений на перемещение и раскачивание. С некоторыми из них вы познакомитесь ниже. А пока оторвитесь на минутку от книге и попытайтесь проделать одно упражнение, которое можно выполнять практически всюду, в любой ситуации и в любое время. Оно очень поможет вам в превращении упражнений на перемещение и раскачивание в подсознательную привычку.

УПРАЖНЕНИЕ n 28 Перемещайтесь сознательно с одной части любых рассматриваемых объектов на другие и представляйте, что эти объекты кажутся движущимися в направлении, противоположном движению глаз. Меняйте размер, цвет и другие параметры объектов.

Очень сильно перемещение помогает при мысленном представлении и концентрации на представляемых объектах (см.разделы 3.3.1.; 3.3.2 и 3.3.3.).

При правильной концентрации можно довольно быстро достичь расслабления. Фактически правильная "концентрация и расслабление - это одно и то же" [8, р.196]. Как добиться расслабления с помощью упражнений на перемещение? Для этого надо сконцентрироваться на каком-нибудь маленьком объекте, например, букве мелкого шрифта. А как сконцентрироваться? Если вы обратитесь к перечисленным выше разделам, где суть правильной концентрации описана более подробно, то вы поймете, что она представляет собой постоянное перемещение своего внимания (взгляда) с одной части объекта концентрации на другую часть того же объекта. Для того, чтобы проиллюстрировать сказанное, мы приведем здесь упражнение, рекомендуемое профессором Р.С.Агарвалом [8, р.197-198].

УПРАЖНЕНИЕ n 29 Чтобы вспоминать какой-либо мелкий объект непрерывно, например, букву "О" мелкого шрифта, проделайте осознанно и без приложения усилия следующее.

Представьте в уме маленькую черную точку на правой стороне буквы "О", так, чтобы она была чернее, чем весь остаток буквы. Затем представьте такую же точку на левой стороне буквы. Переносите свое внимание с правой точки на левую. Следите при этом, чтобы всякий раз при перемещении внимания с точки на точку буква "О" казалась движущейся в противоположном направлении: когда внимание переносится на левую точку, буква должна казаться двинувшейся вправо, и наоборот. Это движение, когда перемещение делается правильно, очень коротко, меньше чем ширина буквы. Позже вы научитесь представлять букву "О" без сознательного перемещения и "раскачивания" этой буквы. Однако, всякий раз, когда вы будете обращать внимание на суть упражнения, эту иллюзию можно будет отметить.

Теперь проделайте ту же вещь с буквой на проверочной таблице. Если перемещение нормально, то вы заметите, что букву можно рассматривать неопределенно долго и что она кажется совершающей легкое колебание.

Бэйтс пишет, что чем длиннее перемещение, тем легче уловить иллюзию движения объектов. Однако, когда человек может добиться иллюзии движения с помощью более коротких перемещений, это полезнее для его зрения, нежели использование больших перемещений. В соответствии с этим, все перемещения подразделяются на большие и малые.

К числу больших перемещений относятся большие повороты. Они помогают снять различные неприятные ощущения в глазах, устранить головные боли и в трудных случаях служат подготовительной фазой в обучении малым перемещениям.

Малые перемещения более многочисленны и весьма разнообразны по своей внешней форме. Они очень полезны для улучшения зрения.

С обоими видами перемещений вы ознакомитесь в следующих двух разделах.

БОЛЬШИЕ ПОВОРОТЫ (ДЛИННЫЕ ПОКАЧИВАНИЯ)

В системе Бэйтса широко используются упражнения, нацеленные на достижение расслабления всего тела, включая глаза. Вторая их задача - это служить в качестве подготовительного этапа к упражнениям из серии малых поворотов (коротких покачиваний). Все повороты, как большие, так и малые, призваны разбить привычку пристального смотрения. Начнем описание этой группы упражнений с БОЛЬШИХ ПОВОРОТОВ.

Это упражнение пришло в систему Бэйтса из глубины веков. Издавна его рекомендовали на Востоке, в частности, в Китае, в качестве эффективного упражнения на расслабление.

Техника его исполнения довольно проста, по крайней мере, на первый взгляд. Станьте прямо, лучше всего лицом к окну (было бы хорошо, если бы на окне стояла решетка с вертикальными прутьями или же имелись какие-либо другие вертикальные элементы, например, брусья рамы). Расставьте ноги так, чтобы между ступнями было приблизительно 30 сантиметров. (Эти данные приведены для человека среднего роста. Чем выше рост человека, тем больше должно быть это расстояние, и наоборот). Выпрямите хорошо спину (позвоночник), не горбьтесь. Руки висят свободно и совершенно расслабленно (как плети) по бокам тела. Теперь поверните плавно и мягко тело вокруг своей вертикальной оси к левой стене, так чтобы линия плеч оказалась параллельна ей. Для облегчения поворота вы можете оторвать пятку правой ноги от пола, поворачивая ее на носке влево. Теперь поверните тело к правой стене, отрывая одновременно пятку левой ноги от пола. Линия плеч теперь должна стать параллельно правой стене.

Таким образом, ваше тело должно совершить поворот от левой стены к правой по дуге 180 градусов. Делайте такие повороты подряд, непрерывно, мягко и плавно.

Чтобы упражнение принесло эффект, вам необходимо строго придерживаться следующих ключевых моментов.

1. Голова, плечи и глаза должны составлять как бы единое целое и должны при повороте двигаться вместе. "Забирайте всего себя с собой", как говорил Бэйтс. Таким образом, глаза должны все время смотреть прямо. Ваш взгляд, как и нос тоже, должен быть все время перпендикулярен линии плеч. Однако, чтобы добиться этого, не делайте никаких усилий, не сковывайте себя, не закрепощайте шею, как это обычно бывает с впервые приступающими к упражнению. Все придет со временем.

2. При правильном исполнении, когда глаза остаются в первоначальном своем положении относительно головы, а голова - относительно плеч (представьте, что ваше тело - это поворотная башня, на которой закреплена пара прожекторов (глаза), лучами которых вы шарите по комнате), объекты перед вами должны быть размыты. Чем ближе они к вам будут, тем выше будет степень размытости. Такой эффект наверно знаком тем, кто когда-нибудь ездил на экспрессе. Взгляд ваш во время поворотов должен быть все время направлен прямо, его линия должна совершить вращение в горизонтальной плоскости.

3. Во время поворотов вы должны игнорировать любое движение объектов, иначе глаза немедленно "прилипнут" к ним. При этом должна появиться иллюзия, что близлежащие объекты "уходят" назад от линии вашего взгляда. В то же время, объекты, расположенные вдалеке, должны казаться движущимися в том же направлении, что и ваш поворот. Такая иллюзия является свидетельством достижения расслабления глаз. Так, если перед вами было окно с решеткой с вертикальными прутьями или вертикальными брусьями рамы, они должны казаться уходящими в сторону, противоположную повороту. Одновременно, объекты, расположенные вдали - здания, деревья и т.п.,- покажутся движущимися в том же направлении, что и вы.

4. Во время поворотов не следует закрывать глаза, иначе вы не увидите, как "мир проплывает мимо вас".

5. То, о чем вы думаете во время исполнения упражнения, очень важно. Мысли должны быть примерно таковы: "Окно уходит вправо, окно уходит влево, окно уходит вправо, окно уходит влево..." Если же глаза будут "липнуть" к объектам, то добиться необходимой степени расслабления вам не удастся. Некоторые люди, пытаясь избежать такого "прилипания" глаз к объектам, побыстрее поворачивают свои глаза в сторону поворота тела. Это тоже ошибочный подход к исполнению упражнения, поскольку при этом начинают работать мышцы глаз, что недопустимо. Глаза должны быть совершенно расслаблены, пусть они "болтаются" в глазницах. Все мысли необходимо сосредоточить не на глазах как материальных объектах, а на иллюзии прохождения мимо вас объектов во время поворотов. Повторим еще раз: только достижение такой иллюзии является свидетельством того, что вы расслабились.

Признаком неправильного исполнения упражнения, вызванного "прилипанием" глаз к объектам, может явиться головокружение или легкая тошнота.

6. Делайте повороты плавно, медленно и непрерывно. Не превращайте это упражнение в физическое. Помните, что основная его цель - расслабление тела (а не его напряжение), приведение мыслей и глаз в движение, устранение привычки пристального рассматривания объектов. Большие повороты сами по себе не являются упражнением на развитие зрения. Они лишь способствуют возникновению (вернее, восстановлению) своеобразных очень мелких непроизвольных движений глаз, которые вибрируют с частотой около 70 раз в секунду. Поскольку почувствовать сами эти перемещения человеку не под силу, гарантией того, что они осуществляются, является кажущееся движение окон во время выполнения поворотов.

7. Средний темп поворотов тела должен составлять 16 полных поворотов в минуту [73, р.62].

8. Во время поворотов обязательно дышите в удобном вам ритме. Если вы будете напевать какую-нибудь мелодию во время исполнения упражнения, это будет гарантией того, что вы дышите.

9. Следите за тем, чтобы тело вращалось вокруг своей вертикальной оси, которая должна все время сохранять свою перпендикулярность полу. Нередко можно наблюдать, как во время исполнения упражнения тело занимающегося колеблется из стороны в сторону, наклоняется в конце поворота и т.д. Все это требует приложения некоторых мышечных усилий, чтобы удержать тело в равновесии, т.е. вызывает напряжение, которого надо, по возможности, избегать.

10. Бэйтс говорит, что на стенах с чистой поверхностью (поверхность, которая окрашена однородно, т.е. не имеет на себе каких-либо деталей, способных вызвать интерес и, как следствие, попытку их разглядеть) глаз отдыхает, поскольку на таких поверхностях ему нечего рассматривать. Это обстоятельство можно использовать в качестве дополнительной рекомендации при выполнении больших поворотов. Если вы делаете большие повороты в комнате, то было бы целесообразно, чтобы обои в ней были без каких-либо крупных рисунков, чтобы на стенах по бокам от вас не было картин и т.д., т.е., чтобы при поворотах ничто не могло приковать ваше внимание (читайте "ваш взгляд").

11. Некоторым людям легче удается удерживать глаза от "прилипания", если они на первых порах, став лицом к окну, будут чередовать 4 поворота с закрытыми глазами с 4 поворотами с открытыми глазами. Можно даже закрывать глаза на все время исполнения упражнения. Лицо при этом должно быть обращено к какому-нибудь объекту, откуда на вас будет падать свет, например, к окну (днем) или лампе (вечером). Думая во время поворотов о том, что появляющееся при этом световое пятно уходит от вас то вправо, то влево, иногда очень быстро удается добиться расслабления во всем теле. Потом постепенно можно перейти к исполнению упражнения и с открытыми глазами.

Большие повороты оказывают весьма благотворное воздействие на весь организм занимающегося. Они не только снимают утомление глаз, но и развивают гибкость позвоночника, улучшают работу симпатической нервной системы, а через нее - работу практически всех внутренних органов человека (сердца, легких, пищеварительного тракта и т.д.). Результатом этого является прекрасное его самочувствие.

Сколько раз надо делать повороты? М.Д.Корбетт считает, что их общее количество в одном подходе должно быть сто: 60 поворотов необходимо сделать, чтобы достичь нужной вам степени расслабления, в пределах от 60-го до 100-го поворота вы наслаждаетесь достигнутым уровнем расслабления, призванным помочь улучшить ваше зрение [47, р.25].

Когда нужно делать большие повороты? Их выполняют в качестве подготовительного этапа к другим упражнениям, когда необходимо предварительно хорошенько расслабиться. Вы можете их делать практически перед любым упражнением на расслабление - пальмингом, перед упражнениями на центральную фиксацию и т.д. Большие повороты желательно также делать по 100 раз каждое утро и еще столько же раз вечером перед сном (см.главу 5). Это значительно улучшит качество вашего сна.

Теперь ознакомимся с техникой длинных покачиваний. Они исполняются за счет маятникообразных движений тела. Это упражнение встречается в работах очень многих авторов. Приведем здесь порядок исполнения длинных покачиваний, рекомендуемый П.Брэгг [44, р.26-27]. Она назвала свое упражнение "Покачиванием медведя". Прочитав технику исполнения покачивания, вы поймете, с чем связано такое название.



УПРАЖНЕНИЕ n 30 (ПОКАЧИВАНИЕ МЕДВЕДЯ)

Наверно всем вам приходилось видеть в зоопарке снующих туда-сюда в своих клетках животных. Некоторые из них, например, медведь, не сходя со своего места, просто покачивается из стороны в сторону. Это не проявление раздраженности или желания вырваться из своего заточения. Это всего лишь способ достижения расслабления. Постарайтесь проделать это упражнение и вы убедитесь в этом. Для большей реалистичности в исполнении упражнения вы можете даже представить себя в роли такого медведя.

Расставьте ноги, как вам удобно, и начните покачиваться из стороны в сторону, перенося вес тела то на одну ногу, то на другую, как маятник, перевернутый "вверх ногами". Пусть покачивается все ваше тело как единое целое, включая голову, глаза и руки. Движения должны быть мягкими и ритмичными. Полезно делать упражнение под мелодию какого-нибудь вальса, что поможет вам сохранить ритмичность исполнения упражнения. Все, что находится перед вами, должно проходить мимо вас в направлении, противоположном направлению покачивания (так же, как решетка должна проплывать мимо медведя, так и все объекты должны проплывать мимо вас - вспомните технику исполнения больших поворотов). Особенно заметно должно быть такое движение, если объекты расположены близко к вам. Не пытайтесь задержать движение и разглядеть какие-либо объекты, иначе они прекратят свои колебания , и у вас может появиться легкое головокружение.

Ваши глаза должны смотреть вдаль в пространство, в направлении, куда смотрит кончик вашего носа. Взгляд, таким образом, должен колебаться вместе с движением тела.

Это, на первый взгляд простое, упражнение окажет существенное расслабляющее воздействие не только на ваши глаза, но и на психику, расслабит вашу спину, позвоночник, мышцы шеи. Оно даст глазам возможность начать свои естественные перемещения, которые происходят с частотой около 70 раз в секунду и которые при напряженном состоянии глаз значительно затрудняются. Именно достижение таких естественных перемещений глаз является целью упражнения. Их возобновление является свидетельством глубокого расслабления, которого вам удалось добиться.

Р.С.Агарвал, описывая аналогичное упражнение, сообщает некоторые дополнительные сведения по технике его исполнения [10, р.27]. Так, он рекомендует расставлять ноги приблизительно на 30 сантиметров. Для удобства исполнения упражнения разрешается отрывать пятки от пола (при движении тела влево правая пятка, вправо - левая пятка). Число повторений 50-100. Кроме того, в конце каждого качка рекомендуется мягко моргать.

Это упражнение можно делать и закрывая каждый глаз попеременно на 5 минут. Глаз закрывается повязкой или рукой таким образом, чтобы избежать давления на глазное яблоко [73, р.63].

Большие повороты и длинные покачивания, как мы говорили, являются, помимо всего прочего, подготовительной стадией к исполнению малых поворотов (коротких покачиваний), с которыми вы познакомитесь в следующем разделе книги.



МАЛЫЕ ПОВОРОТЫ (КОРОТКИЕ ПОКАЧИВАНИЯ)

Эти упражнения, требующие при исполнении либо покачиваний головой в различных направлениях, либо небольших поворотов ею, определяются в английском языке одним словом. Специфика перевода и техника исполнения упражнений обусловили такое двойное название настоящего раздела.

Малые повороты (короткие покачивания) были впервые разработаны Бэйтсом и имеют своей целью:

ликвидацию привычки пристального смотрения и временное отстранение глаз от их функции видения (с осознанием видения объекта) для достижения расслабления глазных мышц;

расслабление шеи для улучшения кровообращения в этой зоне и увеличения поступления крови в область глаз.

Последователями Бэйтса было разработано множество видов малых поворотов (коротких покачиваний). Особенно преуспела в этом К.Хакетт, которая в своей книге [56] приводит большое число разнообразных упражнений этой категории, названия которых говорят сами за себя: x-образные покачивания, покачивания "ленивые маргаритки" (ПРИМ. АВТ.: вид цветов), зубчато колесные покачивания и т.д. Вам нет необходимости осваивать все варианты подобных упражнений, поскольку во всех них заложен один и тот же принцип - движения головой с небольшой амплитудой, измеряемой сантиметрами, при сохранении направления взгляда, устремленным все время в ту же сторону, что и нос (сравните с большими поворотами). Поэтому мы приведем здесь всего два варианта подобных упражнений, чтобы вы имели о них представление.

Вот, например, упражнение, предлагаемое М.Д.Корбетт [47, р.26].



УПРАЖНЕНИЕ n 31 (ПАЛЬЦЕВЫЕ ПОВОРОТЫ)

Это упражнение - первый шаг на пути ликвидации напряженного состояния глаз. Поставьте указательный палец одной из рук перед носом. Мягко поворачивайте свою голову из стороны в сторону, смотря при этом мимо пальца, а не на него. Вам покажется, что палец двигается. Очень быстро ощущения движения можно добиться, если вы закроете глаза и будете делать повороты таким образом, чтобы кончик носа всякий раз при прохождении мимо пальца касался его. Если же после того, как вы откроете глаза, они будут "прилипать" к пальцу, то появится головокружение и добиться ощущения движения не удастся.

Если вы не можете добиться никакой иллюзии движения, попытайтесь проделать следующее. Поднесите ладони к лицу, широко растопырив пальцы. Делайте повороты головой, представляя, что пальцы - это что-то вроде частокола, и смотря в момент их прохождения мимо лица не на них, а сквозь них. Пальцы должны проплывать мимо вас. Чередуйте 3 поворота с закрытыми глазами (с мыслью - "они движутся к одному уху, а потом к другому") с 3 поворотами с открытыми глазами, видя пальцы проходящими мимо вас. Делайте эти повороты по 20-30 раз, не забывая при этом о дыхании.

Описанные выше повороты обладают снимающим боль эффектом. Поэтому, если у вас появилась головная боль или любая боль вообще, то поделайте эти повороты в течение 10-20 минут, чередуя повороты с открытыми глазами с поворотами с закрытыми глазами. Сделайте после этого пальминг, и вам станет легче. Всегда во время исполнения упражнения думайте об иллюзорном движении пальцев. И дышите!

Пальцевые повороты великолепно действуют на организм человека, поскольку они через симпатическую нервную систему снимают напряжение буквально с каждой частички тела.

Близкое по сути упражнение предлагается Р.С.Агарвалом [10, р.6].



УПРАЖНЕНИЕ n 32

Поставьте указательный палец одной руки на расстоянии 15 сантиметров от правого глаза и приблизительно на таком же расстоянии вправо от него. Смотря прямо вперед, поворачивайте немного голову из стороны в сторону. Палец должен казаться движущимся.

Это упражнение в ряде случаев дается легче, чем предыдущее, и позволяет быстрее добиться иллюзии движения пальца.

Как видите, малые повороты - это просто сильно укороченные большие повороты. Соблюдайте при выполнении малых поворотов те же принципы, что и при больших - принцип относительности движения вашего тела по отношению к окружающим объектам, принцип расслабленности в исполнении и т.д. Короткие покачивания представляют собой небольшие покачивания головой вверх-вниз, из стороны в сторону или по диагонали. Здесь надо соблюдать те же принципы, что и при малых поворотах: устремленность взгляда все время прямо (по направлению носа), плавность в исполнении и т.д.

Несмотря на довольно большое разнообразие видов поворотов и покачиваний, большая часть вариантов, приводимых авторами в своих работах, представляет собой несколько измененные модификации одних и тех же упражнений с совершенно одинаковыми принципами. Мы здесь привели наиболее типичные из них. Ориентируясь на них и усвоив принципы, которые лежат в основе их исполнения, вы легко можете разработать собственные варианты подобных упражнений.

МОРГАНИЕ И ПРОБЛЕСКИ

Моргание - рефлекторное движение век человека. При мигательных движениях век слеза равномерно распределяется по поверхности роговой оболочки глаза и помогает сохранить ее влажность на необходимом уровне. Однако моргание может осуществляться не только рефлекторно как защитный рефлекс, но и сознательно. В системе Бэйтса такое сознательное моргание выступает уже в качестве упражнения на улучшение зрения.

Для чего нужно моргание? Поскольку, согласно системе Бэйтса, причиной ухудшения зрения считается усилие увидеть какой-либо объект, то полезным является закрывание глаз еще до того, как это усилие появится. Таким образом, моргание предотвращает попытки глаза, смотря пристально, разглядеть плохо видимый объект. В том, что это действительно так, вы можете убедиться на собственном опыте. А пока проделайте простой эксперимент. Попытайтесь прочитать проверочную таблицу, повешенную на расстоянии трех метров от вас на хорошем освещении, без моргания. Заметьте результат. Теперь проделайте то же самое, но уже мягко моргая на каждой букве. Результат будет заметно выше.

Самой природой была предусмотрена расслабляющая функция моргания. Постарайтесь смотреть некоторое время без моргания на какой-либо объект. Глаза через некоторое время начнут напрягаться, а объект покроется дымкой, начнет расплываться и, наконец, просто исчезнет. Если же вы будете мягко моргать, то сможете смотреть на этот объект неопределенно долго.

Для ослабшего зрения привычного количества морганий в единицу времени недостаточно. Нередко человек с плохим зрением моргает гораздо реже, чем человек с нормальным зрением. Поэтому системой Бэйтса рекомендуется моргать как можно чаще в ходе дня, пока такие моргания не станут привычными. Рекомендуется делать моргания типа "крылья бабочки", что означает, исходя из названия, мягкие, очень легкие, подобные движениям крыльев бабочки, закрывания век во время моргания.

Не путайте моргание с подмигиванием, поскольку в этом случае веки смыкаются жестко, с усилием, гораздо резче, чем при простом моргании. Повторяем - моргания должны быть мягкими и легкими как крылья бабочки.

Частота сознательно выполняемых морганий должна составлять 5-10 раз в минуту.

Для развития навыка моргания и улучшения зрения разработано много упражнений. По вполне естественным причинам, делать их целесообразно дома или в каком-либо другом месте, где ваши занятия не привлекут излишне назойливого внимания. Вот некоторые из этих упражнений.



УПРАЖНЕНИЕ n 33

Снимите очки и взгляните на проверочную таблицу, которая должна висеть на стене на расстоянии 1,5-3 метра от вас. Читайте в течение приблизительно 5 минут четыре самые мелкие строчки, которые вы можете одолеть легко и безо всяких усилий, моргая при этом после каждой буквы.

Моргание может выполняться и во время упражнений на раскачивание и перемещение.



УПРАЖНЕНИЕ n 34

станьте прямо, закройте один глаз чашкообразно сложенной ладонью (как в пальминге) и, покачивая тело слегка из стороны в сторону, читайте приблизительно в течение 5 минут проверочную таблицу. Неприкрытый ладонью глаз при этом непрерывно должен моргать. Особое внимание надо обратить на то, чтобы и прикрытый ладонью глаз имел возможность моргать одновременно с другим глазом. Именно для этой цели закрывающая глаз ладонь и складывается чашкообразно. После завершения работы с одним глазом закройте ладонью другой глаз и повторите все снова.

Ваша цель в упражнениях на моргание - это превратить их со временем в бессознательную привычку. Вот еще некоторые упражнения, разработанные Р.С.Агарвалом и предназначенные для развития привычки моргания [8, рр.49, 134-135], [10, р.140].



УПРАЖНЕНИЕ n 35

Станьте перед зеркалом. Посмотрите на правый глаз и моргните. Посмотрите на левый глаз и снова моргните.



УПРАЖНЕНИЕ n 36

Возьмите в руки мячик и, перебрасывая его из руки в руку, мягко моргайте при каждом касании его руками. Сделайте 100 бросков.



УПРАЖНЕНИЕ n 37

Медленно прогуливаясь, делайте моргание на каждый шаг, обращая внимание на то, что земля у ног кажется движущейся в обратную по отношению к направлению вашего движения сторону. Это упражнение разовьет в вас привычку частого моргания.



УПРАЖНЕНИЕ n 38

Возьмите в руки текст с мелким шрифтом. Перемещайте свой взгляд по белым промежуткам между строками и моргайте в конце каждой белой линии. Упражнение надо делать как при хорошем освещении, так и при свете свечи. Это улучшит ваше зрение и будет служить мощным профилактическим средством против его ухудшения. Вы заметите, что шрифт становится четче, когда взгляд перемещается по белым полоскам между строками.



УПРАЖНЕНИЕ n 39

Возьмите в руки мячик и подбрасывайте его вверх на 30-50 сантиметров, следя за ним взглядом. Не поднимайте верхнее веко, а перемещайте вместо этого голову вслед за движением глаз.



УПРАЖНЕНИЕ n 40

Считайте с нерегулярными интервалами и моргайте на каждый счет.



УПРАЖНЕНИЕ n 41

Расположите 2 свечи на расстоянии около 30 сантиметров друг от друга и, скоординировав дыхание с поворотами головы, моргайте на каждом из них.



УПРАЖНЕНИЕ n 42

Если вы печатаете на машинке, почаще моргайте, например, на каждом знаке препинания.



УПРАЖНЕНИЕ n 43

Моргайте на каждый свой вдох и выдох.

Часто задают вопрос, не будет ли моргание каким-то образом препятствовать работе, в частности, путем сокращения времени активной зрительной работы. Нет, не будет. "Моргание, пишет Г.Пеппард, - не является провалом в непрерывном зрении. Непрерывное зрение является иллюзией, которую производит нормальный глаз...Когда на сетчатке формируется изображение, там появляется и другое, так называемое последовательное изображение. Говоря другими словами, изображение остается на сетчатке несколько дольше, чем сохраняется изображение перед глазом. Это подобно тому, как если бы ваше отражение в зеркале осталось там еще на некоторое время после того, как вы от него отошли" [73, р.29]. Глаз, в принципе, может оставаться закрытым столько же времени, сколько он будет открыт, и, тем не менее, вы будете видеть столь же много, сколь в случае, когда ваши глаза оставались бы все время открытыми.

Помните: упражнения на моргание полезны при всех видах нарушения зрения. Сделайте их частью своей программы занятий!

Довольно похожи по целям на моргание и упражнения на так называемые проблески. Чтобы понять, в чем заключается суть этих упражнений, сделайте одно из них.



УПРАЖНЕНИЕ n 44 (УПРАЖНЕНИЕ НА ПРОБЛЕСКИ)

Упражнение заключается в следующем. Пациент должен бросить быстрый взгляд (на доли секунды) на объект, а затем, закрыв мягко глаза, прикрыть их ладонями и попытаться во время пальминга представить этот объект, либо часть этого объекта четче, чем он его видел. Предполагается, что длительность взгляда слишком мала, чтобы глаза успели напрячься, а возникшее усилие увидеть успело ухудшить зрение. Мысленное представление объекта, как мы уже отмечали, также способствует улучшению зрения. Вслед за этим пациент снимает руки с глаз и повторяет процедуру снова. Таким способом иногда удается довольно быстро улучшить зрение. Вы обнаружите, что способны сохранять глаза открытыми дольше, чем доли секунды, без потери при этом улучшенного зрения.

На каком расстоянии от глаз держать проверочную таблицу или текст, скажем, из книги зависит от вида нарушения зрения. Оно должно быть таким, чтобы строка, на которую вы смотрите, слегка расплывалась и ее можно было бы увидеть, если бы вы приложили "еще немножечко усилий". Но вот делать этих усилий как раз таки и не надо. После упражнений на моргание и проблески вы должны увидеть эту строку четко без каких-либо усилий. Помните: ваше кредо - безусильное видение.

Говоря об условиях исполнения упражнений на проблески, отметим и мнение Ч.Л.Томсона, который считает, что их надо делать на самых разных дистанциях и при освещенности, колеблющейся по силе от яркого солнца до затененности комнат [80, р.37]. Что ж, в этом есть доля истины, поскольку безусильное видение нам нужно в любых условиях. Вид нарушения зрения при этом особой роли не должен играть.
Александр вне форума   Ответить с цитированием