Вход

Просмотр полной версии : Кружевоплетение


Александр
20.03.2009, 17:59
Кружевоплетение
История ремесла, техники. Вологодское, елецкое, михайловское кружево

На Руси, еще с конца XVII века было широко известно кружевоплетение. Уже в XVIII в. этот вид художественного ремесла получил широкое развитие. Мода на изделия, которое дополняло европейского типа одежду, привела к созданию мастерских, а затем и фабрик по их производству, все более входившего в быт разных слоев населения. Спрос на данную продукцию стал настолько значителен, что его изготовлением стали заниматься не только в городе, но и в сельской местности. Так сложился ряд центров производства как типичных народных промыслов, где мастерицы изготовляли ее на продажу.

Ручную продукцию выполняют путем нитей, намотанных на коклюшки - круглые деревянные палочки с выемками для намотки нитей, перебрасывая которые мастерица создает нужный узор. По способу кружевоплетения продукцию делят на парные и сцепные. Первые из перечисленных выплетают несколькими пара¬ми коклюшек в зависимости от ширины полосы. При сцепной технике число коклюшек увеличивают в несколько раз и выплетают отдельные участки узора, которые потом соединяют с помощью вязального крючка.

В парной технике выполняют обычно мерные виды продукции: их можно отмерить и отрезать в нужном количестве. Сцепную технику применяют главным образом для выполнения штучных изделий - скатертей, салфеток, занавесей, дополнений к одежде. В коклюшечном виде кружевоплетения существует множество разнообразных приемов. Это полотнянка, насновки, сетки, плетешки, паучки и т. д.

Каждый из этих приемов обладает определенными средствами выражения и используется мастерицей в соответствии с задуманным рисунком. Основными центрами русского кружевоплетения являются Вологодская область, Елецкий район Липецкой области, Советский район Кировской области и Михайловский район Рязанской области. Их продукция пользуется большой популярностью, как в нашей стране, так и за ее пределами. Для этого центра в прошлом были характерны в основном мерные виды продукции, а с конца XIX - начала XX в. стали преобладать штучные изделия.

По заказу скупщиков мастера кружевоплетения выполняли подзоры, покрывала, накидки на подушки, а также дополнения к костюму - жабо, воротники, душегреи, демонстрируя высокое исполнительское мастерство, талант составления разнообразных узоров, точное соответствие характера продукции ее назначению. Так, в интерьерных изделиях рисунок был массивным с крупными деталями орнамента, широкими каймами, обрамляющими края покрывал и накидок. Для одежды выполняли более тонкие и изящные по приемам плетения виды, что учитывают в своей работе и современные мастерицы Вологды. Их продукция строится из условных растительных мотивов, превращающихся в непрерывный орнамент, в котором узор четко выделяется на фоне прозрачной решетки, образуя ритмические акценты то равномерно плотного узора, то облегченного.

В большей части вологодских видах используют энергичные движения сплошного узора, включение в него различных технических приемов. В одной скатерти можно увидеть и прозрачную полотнянку, с помощью которой чаще всего выполняется вилюшка (извивающаяся линия), и плотные насновки, и разнообразные сетки. В 1950-е годы в кружевоплетении появляются большие уникальные изделия - панно, занавеси, крупные по размеру скатерти. В их орнаментацию помимо растительных мотивов часто вводят изображения животных, птиц, а, кроме того, создают тематические панно.

Кировскую продукцию выполняют так же, как вологодскую, на коклюшках. В кружевоплетении этого региона используют сцепную технику плетения, позволяющую делать и крупные де¬коративные изделия, и мелкие дополнения к женской и детской одежде. В нем применяют в основном растительный орнамент, но в отличие от вологодского, он решен более узорно. Мас¬тера используют множество разделок, переплетений, включают различную плотность полотнянки. У кировских мастеров нет четкого выделения узора на фоне решетки. Решетка здесь слилась с узором, в силу чего весь узор приобретает большую нарядность и виртуозность рисунка. Мотивы орнамента представляют собой то звездочки-розетки, то трилистники, акцентирующие ритмическое построение композиции. Создают кировские мастерицы и уникальные произведения, в которых тематическое содержание раскрывается через изображение символических женских фигур, птиц, выделенных разреженным фоном сетки и окруженных растительным орнаментом.

Елецкое кружевоплетение зародилось и стало развиваться лишь в середине XIX века. С тех пор и до недавнего времени ассортимент изделий состоял в основном из дополнений к женской одежде. Сейчас он значительно расширен. Мастерицы Ельца в равной мере свободно владеют парной и сцепной техникой. Они обладают высоким уровнем мастерства и искусства, ко¬торое используют при выполнении разнообразных воротников, жабо, жилетов, скатертей, салфеток и мно¬гих других изделий.

Особенностью Елецкой продукции является необычайная тонкость и изящество узора. Для него типичны очень легкие и воздушные решетки, соединяющие узор; растительные мотивы имеют черты особой прозрачности. Более разнообразным в последнее время стал цвет изделий. С давних пор в Ельце выполняют черные косынки, в которых рисунок растительного характера хорошо вписывается в треугольную форму вещи. Многие виды продукции выполняют в сером цвете, что придает изде¬лиям еще большую легкость и элегантность. Наряду с изготовлением дополнений к костюму в промысле идет постоянная работа по созданию пред¬метов интерьера. Чаще всего это - панно, занавески, в которых привлекают внимание не только своеобраз¬ная трактовка темы, но и само изделие, поражающее богатством приемов и тонкостью исполнения.

Особыми чертами характеризуется цветная Михайловская мерная продукция в прошлом она вместе с полосами узорного ткачества широко использовалось в оформлении женской традиционной одежды. Михайловские изделия отличает особая техника исполнения. Здесь используют только численный прием кружевоплетения, выполняемый без сколка по счету нитей. Узор их строится в основном из несложных веерообразных мотивов, округлых розеток, фестонов, разнообразных решеток. Привлекательность этого вида заключается в его колорите, построенном на сочетании красных, зеленых, синих, серых и черных тонов. И сейчас оно не потеряло своей ценности. Его охотно покупают и используют для оформления современной одежды и утилитарно-декоративных изделий: салфеток, скатертей, дорожек.

Solyaris
01.04.2009, 17:54
Здравствуйте!
По поводу ремесел хотелось бы найти человека, который умел, или бы знал КАК делать резьбу по дереву, которая носит название "Татьянка" - очень шикарная и простая в исполнении штука.

Solyaris
01.04.2009, 17:56
P.S. Кружево очень люблю - прекрасные вещи эти кружева! просто - ах! но плести самой! нужно иметь усидчивость, которой у меня нет :)