Вход

Просмотр полной версии : Росия - Тмутаракань?


Александр
19.01.2010, 12:05
Слышали ли вы что-нибудь о Росии? Не о России, но о Росии (Русии). Скорее всего, нет. И ничего удивительного. Насколько много писали о Тмутаракани, настолько незначительное даже специалисты уделяли внимание Росии. Хотя, казалось бы, одно название должно было бы побуждать разобраться в этой географической и исторической загадке. Речь идет о средневековом городе, который потерялся и до сих пор не найден.
В последние десятилетия, насколько известно автору, вопрос о Росии, ее местоположении, условиях и времени существования специально не обсуждался. Между тем уже одна только новая постановка вопроса о позиции Тмутаракани толкает к обсуждению вопроса о Росии вновь.
Начнем с очевидного. Несомненно, Росия не могла быть Таматархой, хотя бы потому, что обе они упоминаются одновременно в одних и тех же документах, в перечислении или даже противопоставлении. Например, в указах византийского императора Мануила (вторая половина XII века), у арабского писателя Идриси (середина XIII века). Последний прямо говорит о борьбе двух городов и даже приводит расстояние между ними.
Соотнесение города Росия с городом Керчь не может быть принято потому, что все средневековые авторы знают последний именно под знакомым и нам названием.
Обратиться надо, очевидно, к территории русского княжества. Княжество Тмутараканское не могло существовать, имея только столицу («град»), оно должно было включать другие поселения в округе. Если судить по косвенным письменным указаниям — походы русских князей на восток, в земли касогов, сухопутный путь из Киева в обход Азовского моря с востока, положение на Русской реке, — княжество располагалось восточнее Таматархи, охватывая дельту Кубани.
А что может сказать археология? Немного, но кое-что важное. Во-первых, ни одной заведомо средневековой русской вещи западнее Таманского городища не обнаружено (но только вещи христианского обихода. Они несомненны, как и остатки русских строений на самом Таманском городище.)
А вот восточнее Таманского городища следы славянских (русских?) средневековых поселений встречены неоднократно. Вспомним о двух могильниках с остатками предметов славянского быта на холмах южнее станции Сенной, найденных в 1956 году. Есть еще давняя находка А.С. Башкирова (1928) остатков христианского могильника близ хутора Уташ. (http://penpal.su/forum/showthread.php?t=256) Здесь было обнаружено 70 надгробных стел из местного известняка с вырезанными на них крестами. Ясно, что где-то рядом должно было быть и поселение. Находка В.В. Тумановым у подножья горы Бориса и Глеба, как и на ней самой, вероятных остатков русского поселения может быть в этом же ряду. Получается, что Тмутараканское княжество должно было занимать дельтовую область Кубани в широком смысле слова. Логично полагать в таком случае, что и столица — град — располагалась не на его западном краю рядом с византийской Таматархой на месте нынешнего Таманского городища, а восточнее. Итак, смотреть надо на восток.
Вот теперь-то мы, кажется, подходим всерьез к вопросу о положении средневекового города Росия. Ни в одном из русских письменных источников X -XII веков мы не находим города с таким названием. Но коль скоро он существовал (как минимум вблизи Тмутараканского княжества, если не в нем), то умолчание о нем русскими в высшей степени странно. Не могли жители княжества о таком городе не знать. С другой стороны, называть город Росией русским жителям не было смысла. Значит, он имел у них какое-то иное собственное имя. Тогда: или русские источники упорно умалчивают об одном из русских городов (почему?), или… это и есть Тмутаракань.
Не менее показательно, что у других народов, наоборот, не упоминается Тмутаракань, хотя она и была столицей княжества и соседям не могла не быть известна. Таматарху византийцы (а за ними и генуэзцы) знают и называют до, во время и после существования русской Тмутаракани. О Тмутаракани — молчок. Но они никак не могли не знать Тмутаракани уже хотя бы потому, что тмутараканский князь Олег в 1079 году был вывезен в метрополию, затем на остров Родос и через четыре года возвращен обратно.
Логически представляется наиболее вероятным, если не единственным заключением признание Тмутаракани и Росии одним и тем же городом. Попробуем, наконец, подойти к вопросу еще одним путем.
Что все-таки известно о городе Росия из источников? Наиболее важные сведения исходят из труда аль-Идриси, который, считается, пользовался сведениями арабских путешественников и итальянских мореплавателей, а на карте обобщил сведения X — XI веков и современные ему. В сведениях и приводимых этим автором расстояниях есть несуразицы и неясности, но главное вычитывается и высчитывается из его книги без труда. Идриси знает Матраху, Русскую реку (между ними 20 миль), город Русию (Рушию) в двадцати семи милях от Матрахи. По приведенным сведениям локализовать названные географические объекты трудно. Между тем в текстах Идриси имеются обычно не цитируемые, но исключительно важные сведения. «Жители Русии постоянно воюют с матрахейцами, и город их лежит при великой реке, вытекающей из гор Каукая (Кавказ)». Вытекающая из гор «великая река» близ Таматархи — это только Кубань.
Интересно, что византийский автор Константин Багрянородный (умер в 959 году) сообщает о реке Укрух, разделяющей Таматарху и Зикию, и приводит расстояние между Таматархой и рекой Укрух в 18 или 20 миль (29 — 32 километра), что соответствует приводимому двумя веками позже у Идриси, хотя источники информации у этих авторов, несомненно, разные. Тут уж ясно, речь не может идти о Танаисе (Доне). Это только Кубань.
Следовательно, есть основания принять расстояния морским путем от Матрахи (положение которой достаточно надежно известно) до устья Русской реки 40 ± 20 километров и до города Росии — 50 ± 20 километров. Получается, устье Русской реки надо искать в области Кубанской дельты к западу от Ахтанизовского лимана — помните, речь шла о старой протоке, ныне сухой ложбине, к Шимарданской бухте нынешнего Таманского залива? А город Росию — между Ахтанизовским лиманом и меридианом восточного края Темрюкского залива. Помещению города в дельте Кубани не противоречит и указание более позднего, середины XIII века, автора Ибн-Саида о положении главного города русских Русии на берегу моря Маниташ (Маниотас, Меотис, Азов), поскольку северный рукав Кубани втекал в Азов у нынешнего Темрюка или западнее, у Пересыпи.
Что же получается?
А вот что (предварительно, не для жадных ловцов сенсаций, а скорее для вдумчивых исследователей). Тмутараканское княжество располагалось в основном восточнее Таманского городища (нынешней станицы Таманской). Столицу — русский град Тмутаракань — неосновательно помещать на месте современной станицы Таманской, хотя это и общепринято, но надо искать в дельте Кубани на берегу лиманов, ближе к современному Темрюку. Русский град назывался Тмутараканью только в русских источниках. В иностранных же он был известен как Росия (Русия) в тридцати — семидесяти километрах к востоку от Таматархи, в устье Русской реки (Кубани). Основанные в конце Х века по соседству с гораздо более древней Таматархой град и княжество в начале XII века потеряли связь с русскими землями (русские земли — с ними), так что в конце того же века Тмутаракань для киевских и черниговских князей — уже «земля незнаемая». Почему-то никто не обращает внимания: это не означает «земля несуществующая» или «земля нерусская». Несмотря на разрушение землетрясением в начале XII века (1107 год) к середине века следующего город и русские поселения продолжали существовать не только в XII, но еще в середине XIII века. Трудно поверить? Но так всегда бывает вначале. Потом легче. Слава Богу, это наша земля. И мы в состоянии здесь искать и проверять новые представления. Более того, это наш долг.
Андрей Никонов http://blogs.mail.ru/mail/filiaev/6D604F5BA7C9A24E.html

Alexey
19.01.2010, 12:09
В1927 году археологической экспедицией под руководством А.С.Башкирова на окраине хутора Уташ Анапского района был зафиксирован обширный христианский могильник. Древнее кладбище было обнаружено благодаря многочисленным находкам каменных надгробий с изображением крестов, собираемых местными жителями для строительных нужд. Только в каменной ограде участка А.Мазанкова археологи насчитали 70 таких памятников.
Несколько христианских надгробий было найдено на окраине Уташа в 70-х гг. анапским археологом А.И.Саловым. В настоящее время они экспонируются в Анапском музее.
Все памятники изготовлены из местного известняка и имеют форму стелл с полукруглым верхом, на которых в низком рельефе выполнено изображение креста с расширенными концами, заключенного в круг. Подобные надгробия хорошо известны по находкам на христианских некрополях Крыма, где они бытовали достаточно долго – с IV по V вв.
Открытие обширного могильника с большим количеством христианских надгробных памятников, несомненно, указывало на то, что где-то поблизости должны находиться остатки крупного средневекового населенного пункта, являющегося христианским центром. И такой археологический памятник был найден.
В1986 году на противоположном от могильника берегу речки Уташ сотрудники Анапского археологического музея обнаружили остатки обширного раннесредневекового поселения. Собранные на распаханной его части обломки керамической посуды и другие предметы позволили датировать памятник VIII-X вв. Обильное скопление золы, куски обожженной глиняной обмазки, разрозненные человеческие кости указывали, что поселение погибло в результате трагических событий, сопровождавшихся пожаром. Находки позволили отнести Уташское поселение к древностям салтово-маяцкой культуры – археологической культуры Хазарского каганата.
Открытие поселения позволило вспомнить о некоторых давних находках. Так А.С.Башкиров в своем отчете упоминает о мраморном карнизе, обнаруженном в 1923 г. в окрестностях Уташа. В дневниках А.И.Салова есть сообщение о нахождении там же капители мраморной колонны. На самом поселении при его осмотре были подняты обломки керамической черепицы. Все эти детали, несомненно, принадлежали какой-то монументальной культовой постройке, некогда находившейся на территории Уташского поселения.
Возвышенность, которую занимал этот средневековый населенный пункт, от места, где располагалось имение семьи Пиленко, отделяет всего-навсего 5 км. Несомненно, что в конце XIX века эти земли занимали “виноградники Хан-Чокрака”. Таким образом, где-то здесь и была найдена плита с надписью, а перечисленные архитектурно-строительные фрагменты, с большой долей уверенности, можно считать деталями упомянутого в ней храма Преображения Христова, сооруженного в VIII-X вв.
Судя по всему, Уташский храм соответствовал раннесредневековым христианским канонам. Это, вероятно, было небольшое, крытое черепицей, прямоугольное здание с полукруглой апсидой, где размещался алтарь, возможно с портиком из колонн при входе. Обычно ось храма (от входной двери к центральному окну апсиды) совпадала с направлением на восход солнца в день того святого или праздника, которому он был посвящен. В данном случае, это должна была быть точка восхода светила 19 августа.
Уташское поселение, как отмечалось, погибло в X веке в результате каких-то трагических событий.