Вход

Просмотр полной версии : Удивительные пирамиды архитектора Львова


Alexander
02.05.2009, 18:40
Удивительные пирамиды архитектора Львова
Автор: Сергей КРИВЕНКОВ

Статья опубликована в журнале НЛО (http://javascript<b></b>: void(0);)№ 20 (2005)

С детства Николай Львов числился в полку Преображенском, но реально учился в кадетской школе при лейб-гвардии Измайловском полку. Уже тогда он писал стихи. В 1775 году ушел из лейб-гвардии в чине капитана и вскоре поступил в Коллегию иностранных дел. Будучи дипкурьером, отправился с депешами в Лондон, Мадрид, Париж. Тогда же он познакомился с российским послом в Лондоне графом Семеном Воронцовым.

Позднее, будучи советником главы почтового ведомства князя А.А.Безбородко, Н.А.Львов по-прежнему оставался курьером по особым поручениям - доставлял депеши лично Екатерине II. Круг интересов Н.А. Львова был очень широк: переводы, написание пьес и басен, издательская деятельность, собирание русских народных песен, открытие и разработка месторождения бурого угля, пропаганда воздушных печей и каминов, землебитная техника строительства. Будучи самоучкой, он более всего прославился как архитектор, несмотря на всю сложность этой профессии.

Николай Александрович Львов (1751 -1803) родился в имении Никольское-Черенчицы Новоторжского уезда Тверской губернии и там же похоронен в построенной им заранее усыпальнице в форме ротонды. Такие сооружения-ротонды типичны для масонской символики, особенно известен построенный под руководством Чарльза Камерона Храм Дружбы в Павловске. В тайные ложи в XVIII веке входили видные иностранные архитекторы на русской службе, в том числе В.Бренна и А.Менелас. Однако примыкавшие к ним русские чаше всего пытались совместить модную тогда философию «вольных каменщиков» со своими куда более патриотичными взглядами.

Но и масонские ритуалы Львов в одном из стихотворений пародировал, видимо, понимая, что чужие рецепты России не помогут. Он возводил совершенно особенные пирамиды, одну из них использовал в своем имении как винный погреб.

Всего Николаю Львову принадлежит авторство почти 90 проектов; наиболее известные - Приоратский дворец в Гатчине (1798) и Почтамт в Санкт-Петербурге (1782). Кстати, Н.А.Львов зачастую скрывал свое авторство.

Специалисты утверждают: Н.А. Львов участвовал в строительстве Царскосельского Софийского собора, главным архитектором которого был Ч.Камерон. Ясно, что Львов не мог не видеть расположенной неподалеку «Египетской пирамиды», перестроенной Камероном в 1783 году. Пирамиды с похожими пропорциями Н.А.Львов позднее воздвиг по меньшей мере в трех местах Тверской губернии - в своем имении Никольское-Черенчицы, в усадьбе своего родственника в деревне Митино, в усадьбе Ф.И.Глебова-Стрешнева Знаменское-Раек. И везде это пирамиды-погреба.

В архиве Н.А.Львова найдена загадочная эпиграмма, посвященная неизвестному лицу. В ней речь тоже идет о пирамиде: «Рассудку вопреки и вечности в обиду, а умницам на смех, построил, да его забвен не будет грех, из пыли пирамиду» (курсив Н.А.Львова). Не о Камероне ли речь? И не о «Египетской» ли пирамиде в Царском Селе? Ведь ныне доказано - этот великий архитектор всю жизнь выдавал себя за другого человека, а его истинное происхождение по сей день вызывает дискуссии. И не от посла ли в Лондоне Семена Воронцова узнал Николай Львов нечто о сией «тайне личности»? Тогда вполне объяснимы его смешанные чувства уважения и иронии по отношению к масонским тайнам.

Удивительно, но примерно таким же было и отношение к ним самого Камерона. Вот и «Египетская пирамида» в Царском Селе предназначалась для захоронения любимых собачек императрицы Екатерины II. Сейчас уже трудно выяснить, в какой степени Н.А.Львов был посвящен в тайны Камерона и тем более - что из этого от него могла узнать русская императрица.

Пирамидальную форму Николай Львов явно уважал и пытался соединить ее с русской традицией. Разумеется, пропорции в таких случаях он менял, они уже не такие, как в пирамидах-погребах.

Так, совсем иная по пропорциям пирамида является колокольней, стоящей рядом с совершенно нетипичной для православия церковью в виде ротонды. Ее Н.А.Львов спроектировал и построил в 1785-1788 годах. Это Троицкая церковь в Санкт-Петербурге, расположенная на проспекте Обуховской обороны близ станции метро «Пролетарская» и называемая в народе «Кулич и Пасха». А в конце XVIII века здесь было село Александровское, имение А.А.Вяземского.

Словом, отношение Н.А.Львова ко всяческим тайным мистериям было весьма противоречивым. Однако задумаемся, разве поручил бы мистически настроенный Павел I воздвигать в Гатчине дворец для приора Мальтийского ордена архитектору, мало знакомому с символическими таинствами? Напомним, российский император пожелал стать гроссмейстером (Великим магистром) этого ордена и после продолжительных переговоров принял почетный титул в 1798 году. Важной фигурой в ордене должен был стать приор, принц Конде, так, впрочем, и не приехавший в Россию. Главным проектировщиком гатчинского ансамбля задолго до этого был назначен В.Бренна, его в Россию Павел пригласил лично, еще будучи наследником престола.

Подчеркнуто римский стиль В.Бренна импонировал Павлу (вспомним тут и о концепции «Россия - Третий Рим»). Таков и Большой дворец в Гатчине. Однако часть гатчинского парка, примыкающая к Приоратскому дворцу, носила название Малый Зверинец и была задумана иной. Сначала Павел Петрович собирался устроить Зверинец в Павловске, однако затем передумал и решил разместить охотничьи угодья и вольеры в Гатчине. Угодьями стала северная часть парка - Большой Зверинец. Тут водилось множество оленей. А Малый Зверинец должен был настраивать на единение с природой, размышления (сейчас бы сказали - на медитацию). В этой части парка и работал Николай Львов. Всему гатчинскому ансамблю, немного «тяжеловесному», Приорат придает так недостающую ему таинственность и легкость.

На втором этаже фасада здания Приората между окнами был прикреплен черный металлический Российский герб того времени, где на груди двуглавого орла размещался белый Мальтийский крест. Приорат (кроме каменной башни) построен из необычного материала - утрамбованной в опалубке земли (землебита). Энтузиастом такой техники строительства был именно Н.А.Львов.

Кстати, в организованном Львовым в Гатчине землебитном училище преподавал наиболее последовательный из учеников Камерона, Адам Менелас, известный и как автор масонской часовни Шапель в Царском Селе.

Факты свидетельствуют: между архитекторами-иностранцами и русскими мастерами этого искусства не было особого барьера. Однако наши мастера сохраняли самобытность и с легкой иронией смотрели на ложи, опиравшиеся на древние западноевропейские и средиземноморские традиции. Но все же почему в эпиграмме Львова некто воздвиг пирамиду «вечности в обиду»? Возможно, он знал о том, что план части Царскосельских парков в районе «Китайской деревни», по воле Камерона, «указывает» на карту звездного неба.

Причем «Египетская пирамида» с могилами любимых царских собачек «намекает» на Сириус (альфа созвездия Большой Пес), а Шапель - на звезду Процион (альфа Малого Пса). Чувствуется скрытая ирония - тайные ложи для императрицы были чем-то вроде домашней забавы, причем ценили их меньше болонок... Похоже, Николай Львов знал больше, чем говорил.

И, кстати, на какую тайну намекает «галактическая» спираль холма Парнас?

Alexander
02.05.2009, 19:46
Санкт-Петербург, Невский район. Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха)

http://s52.radikal.ru/i135/0905/86/67733a0168a8.jpg (http://www.penpal.su/forum/)
Церковь
Дата постройки: Между 1785 и 1787.
Архитектор: Н.А. Львов.
Адрес: Санкт-Петербург, просп. Обуховской Обороны, д. 235.
Проезд: .
Координаты: 59.8634,30.4725

http://s57.radikal.ru/i157/0905/e6/59a10e243260.jpg (http://www.penpal.su/forum/)

Эта церковь, которая стоит сейчас в промышленном районе, по своему архитектурному замыслу, пожалуй, - самая своеобразная в городе. Этим своеобразием храм обязан своему заказчику - генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому, владельцу села Александровское, что находилось на левом берегу Невы, в 10 верстах от столицы. Здесь он начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк. В центре парка князь решил возвести храм, посвященный празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресению Словущему). Воплощение идеи он поручил архитектору Н. А. Львову. Постройка церкви велась в 1785 - 1787 годах на средства Екатерины II, но ее освящение задержалось до 1790 года. Освящение его, по желанию императрицы, состоялось во имя Святой Живоначальной Троицы. Название церкви – "Кулич и Пасха" объясняется ее внешним видом. На самом деле зодчий вкладывал в своё творение более утончённый смысл. Заказчик церкви, князь Вяземский, служил генерал-прокурором, т. е. по ведомству юстиции. По замыслу архитектора ротонда символизирует храм правосудия, а "твёрдая призматическая пирамида" - "неколебимую купность... трёх добродетелей": Истины, Человеколюбия и Совести. Сама церковь представляет собой круглое сооружение в виде ротонды, охваченное со всех сторон колоннадой из 16 колонн ионического ордера и увенчанное плоским куполом. Отдельные детали архитектурного оформления фасада (овальные окна 2-го яруса, капители, украшенные гирляндами) характерны для раннего русского классицизма. Звонница храма имеет форму четырехгранной пирамиды, прорезанной с четырех сторон арками для колоколов. На первом ярусе колокольни расположена крещальня. Внутри круглый зал храма, высота которого равна диаметру, декорирован коринфскими пилястрами, поддерживающими широкий пояс антаблемента; над проёмом алтарной апсиды - фигуры парящих ангелов. Подобный тип церкви, довольно эффектный снаружи, оказался неудобным для православного богослужения, поскольку почти не осталось места для алтаря. Поэтому в 1858 году к ротонде пришлось пристроить ризницу и каменный притвор, внеся существенную поправку в замысел зодчего.
С марта 1938 храм, находящийся под охраной "как памятник всесоюзного значения", стоял закрытым, используясь под клуб, но весной 1946 был приведен в порядок и с 17 апреля открыт для богослужения. Главной святыней храма до его закрытия была икона Святой Троицы, пожертвованная в 1824 году крестьянами села Александровского, украшенная позже сребропозлащённой ризой. Она пропала вместе с другими образами и ценностями при закрытии храма. Всё современное убранство церкви было собрано уже после возобновления богослужений в 1946 году из других закрытых храмов города. Синий с золотом иконостас середины XVIII в. был перенесен сюда из Благовещенской церкви на Васильевском острове. Ныне в храме пребывают такие святыни, как икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" (с грошиками) из церкви в Стеклянном, чудотворный образ Святителя Николая из Троицкого собора Колпина и многие другие. В храме также находятся иконы Тихвинской Божией Матери, Казанской Божией Матери, Преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне, с его святыми мощами и Преподобного Нила Столбенского, также с мощами.

http://s44.radikal.ru/i103/0905/5d/0b62d14ecbe9.jpg (http://www.penpal.su/forum/)