Вход

Просмотр полной версии : Краснодарский край


Alexander
26.03.2009, 13:49
Города и районы края

http://i081.radikal.ru/0903/ed/7f78a787ac08.gif (http://www.radikal.ru)
В состав Краснодарского края входят 38 районов, 26 городов из них 15-краевого и 11-районного подчинения, 21 поселок городского типа, 389 сельских административных округов, объединяющих 1717 сельских населенных пунктов.
Площадь Краснодарского края составляет 76 тысяч квадратных километров или 0,4 процента от всей территории Российской Федерации. Наибольшая протяженность края с севера на юг — 370 километров, с запада на восток — 375 километров. Регион граничит с Ростовской областью, Ставропольским краем, Республикой Адыгея и Абхазией.
Административным центром является город Краснодар, недавно отметивший свое двухсотлетие.

Alexander
26.03.2009, 13:50
Главы муниципальных образований края Территория ФИО главы Код Приемные
Абинский район Васильев Александр Тимофеевич 861-50 5-13-51
Анапа 861-33 3-95-12
Апшеронский район Шадрин Николай Федорович 861-52 2-57-73
Армавир 861-37 4-30-12
Белоглинский район Коклин Александр Николаевич 861-54 7-22-42
Белореченск Имгрунт Иван Иванович 861-55 3-22-33
Брюховецкий район Клименко Александр Анатольевич 861-56 3-20-33
Выселковский район Фирстков Сергей Иванович 861-57 7-32-46
Геленджик Хрестин Виктор Александрович 861-41 37501
Горячий Ключ Мазниченко Ольга Николаевна 861-59 3-51-52
Гулькевичский район Орел Вячеслав Анатольевич 861-60 5-18-85
Динской район Жиленко Сергей Викторович 861-62 6-17-02
Ейский район Тулинов Сергей Евгеньевич 861-32 36496
Кавказский район Никитин Юрий Иванович 861-93 2-24-45
Калининский район Ракитин Владимир Вячеславович 861-63 2-19-28
Каневский район Литвиненко Алексей Алексеевич 861-64 39148
Кореновский район Рудник Владимир Николаевич 861-42 4-14-08
Красноармейский район Тимофеев Михаил Николаевич 861-65 3-28-11
Краснодар Евланов Владимир Лазаревич 861 255-43-48
Кропоткин Юртаев Олег Анварович 861-38 6-44-22
Крыловский район Убийко Сергей Иванович 861-61 3-17-39
Крымский район Крутько Василий Васильевич 861-31 26635
Курганинский район Ивченко Владимир Алексеевич 861-47 2-13-31
Кущевский район Ханбеков Владимир Сергеевич 861-68 5-44-30
Лабинский район Садчиков Александр Александрович 861-69 3-22-76
Ленинградский район Гаркуша Сергей Валентинович 861-45 7-13-63
Мостовский район Мамаев Виктор Иванович 861-92 5-42-00
Новокубанский район Очкаласов Виталий Николаевич 861-95 4-15-95
Новопокровский район Сотников Александр Николаевич 861-49 7-41-30
Новороссийск Синяговский Владимир Ильич 861-7 64-68-15
Отрадненский район Волненко Андрей Владимирович 861-44 3-33-42
Павловский район Мельников Алексей Владимирович 861-91 3-19-88
Прим.-Ахтарский район Очередько Александр Владимирович 861-43 3-13-50
Северский район Батищев Сергей Васильевич 861-66 2-17-52
Славянский район Гончаров Владимир Ильич 861-46 4-36-87
Сочи 862-2 64-22-51
Староминский район Вороновский Анатолий Владимирович 861-53 5-71-39
Тбилисский район Гладков Владимир Семенович 861-58 3-20-60
Темрюкский район Зайцев Сергей Александрович 861-48 5-22-54
Тимашевский район Потапенко Анатолий Михайлович 861-30 4-13-60
Тихорецкий район Сергеев Сергей Павлович 861-96 7-26-40
Туапсинский район Кошель Виктор Васильевич 861-75 2-31-13
Успенский район Руденко Александр Викторович 861-40 5-80-20
Усть-Лабинский район Мячин Игорь Викторович 861-35 37594
Щербиновский район Мищенко Андрей Александрович 861-51 35768

Alexander
26.03.2009, 13:54
Программа «Жилище»
источник (http://admkrai.kuban.ru/content/section/707/detail/23891/)

Жилищная проблема в Краснодарском крае является одной из наиболее острых социальных проблем. По обеспеченности жильем на душу населения край занимает в России 69-е место. В улучшении жилищных условий только из числа зарегистрированных граждан нуждаются 127,8 тысячи семей, при этом первые очередники постановлены на учет еще в 60-70-е годы прошедшего столетия.
Чтобы обеспечить жильем только очередников, необходимо построить 7миллионов квадратных метров жилья (при социальной норме предоставления жилых помещений в среднем 54 квадратных метра на семью).
Фактически в 2004 году жилищные условия улучшили только 952 семьи.
Реальную потребность в улучшении жилищных условий испытывают более 400 тысяч семей. Объемы жилищного строительства в крае не обеспечивают эту потребность. В крае ежегодно сдается в эксплуатацию 1,7-1,8 миллиона квадратных метров жилья. При этом более 70 процентов жилых домов строится за счет средств населения. Потенциал индивидуального жилищного строительства используется не в полной мере. Большая часть отведенных для индивидуального строительства территорий не имеет социальной и инженерной инфраструктуры. Ряд пригородных территорий застроен усадебными домами и коттеджами, которые не сданы в эксплуатацию из-за отсутствия инженерных коммуникаций.
Доля жилья, вводимого за счет бюджетных средств, составлявшая до начала экономических реформ 29 процентов, сегодня не превышает двух процентов. Организациями различных форм собственности в 2004 году было построено всего 509 тысяч квадратных метров общей площади жилья, что составляет 28 процентов от общего объема.

Основной причиной, сдерживающей рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются:

ограниченные возможности финансирования жилищного строительства из государственных и муниципальных бюджетов;
недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства граждан и юридических лиц;
недостаток площадок, обустроенных инженерными коммуникациями;
несовершенство существующей системы градорегулирования и землепользования, которая не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.
При сокращении объемов строительства государственного и муниципального жилья и, соответственно, уменьшении количества квартир, предоставляемых бесплатно очередникам, приватизации большей части жилищного фонда переход к рыночным принципам реализации прав граждан на жилище оказался не обеспечен необходимыми финансовыми и организационными мерами.
В связи с этим продолжительность ожидания своей очереди на получение жилья составляет для граждан в основном 15―20 лет, а в отдельных случаях 30―40 лет.
Сохранилась напряженность в обеспечении социальным жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации: инвалидов и участников Великой Отечественной войны, малоимущих граждан, молодых и многодетных семей, а также граждан, уволенных с военной службы, участников ликвидации радиационных аварий и катастроф, лиц, проработавших длительное время в районах Крайнего Севера, вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших в результате стихийных бедствий.
Из-за необеспеченности жильем продолжается тенденция сокращения трудовых кадров в сельском хозяйстве. Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2004 году по сравнению с 2000 годом уменьшилась на 71 тысячу человек, то есть на 15 процентов. В связи с этим ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства.
Растет доля ветхого и аварийного жилья в населенных пунктах Краснодарского края. Сегодня его суммарная площадь составляет свыше 900 тысяч квадратных метров, в нем проживает более 60 тысяч граждан. Это сопряжено с риском возникновения чрезвычайных ситуаций, ухудшает внешний облик и благоустройство населенных пунктов, сдерживает развитие инженерной и социальной инфраструктур, снижает инвестиционную привлекательность населенных пунктов Краснодарского края. Как правило, граждане, проживающие в ветхих и аварийных помещениях, не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма квартиру или дом в удовлетворительном состоянии.
Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями. Их финансовые возможности ограничены, так как в подавляющей массе молодые работники имеют низкие доходы и не имеют накоплений.
По результатам социологического исследования установлено, что 80процентов молодых семей испытывают необходимость в улучшении своих жилищных условий. Половина опрошенных семей среди основных причин отсутствия детей назвали нерешенность жилищной проблемы. По этой причине распадается почти половина молодых семей.
Очень медленно развивается частный арендный фонд (жилищный фонд, находящийся в частной собственности, предоставляемый по договору найма или аренды).
Высокая стоимость жилья по сравнению с доходами граждан делает для многих жителей Кубани неразрешимой проблему приобретения нового жилья. Рост цен на жилую недвижимость на вторичном рынке опережает темпы роста доходов населения. В жилищной сфере величина расходов, связанных с оформлением сделок, составляет значительную долю от стоимости жилья (до 10 процентов), а процедура их оформления занимает длительное время.
Назрела необходимость новых подходов к решению жилищной проблемы. Одна из самых актуальных задач ― обеспечение граждан доступным жильем. Необходимо обеспечить возможность приобретения жилья на рынке для основной части работающего населения Краснодарского края, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим гражданам социального жилья.
Президентом Российской Федерации в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года поставлена задача: "Правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям, приобрести ― за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.".

Для решения этой задачи необходимо:

развивать долгосрочное жилищное кредитование, которое должно стать доступным для граждан со средними доходами. Необходимы финансовые механизмы, позволяющие улучшать жилищные условия не только за счет текущих заработков и имеющихся сбережений, но и в счет будущих доходов граждан;
установить ясные правовые условия для развития долгосрочного жилищного кредитования как граждан, так и профессиональных застройщиков;
обеспечить эффективную работу государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество, бюро кредитных историй, рынка ипотечных ценных бумаг, гарантии права собственности добросовестных приобретателей жилья, осуществление сделок на рынке жилья по прозрачным, понятным и недорогим процедурам;
использовать различные формы финансирования, например, участие граждан в долевом строительстве и жилищно-накопительных программах;
упростить процедуру получения разрешений и согласований на строительство, установить четкие правила землепользования и застройки;
обеспечить подготовку инженерно-коммунальной инфраструктуры;
создать конкурентные условия для жилищного строительства в целях предотвращения роста цен на рынке жилья;
разрушить монополии на строительных рынках. Граждане не должны оплачивать стоимость административных барьеров, создаваемых в строительстве, а также сверхприбыли застройщиков-монополистов;
упорядочить предоставление социального жилья. Жилье по договору социального найма должно предоставляться тем, кто в нем действительно нуждается.
В Краснодарском крае за последние годы сформированы все необходимые предпосылки для значительного роста объемов жилищного строительства. Создан целый ряд коммерческих фирм и компаний (особенно в крупных городах: Краснодар, Новороссийск, Анапа, Геленджик, Сочи), которые стабильно наращивают объемы жилищного строительства и формируют конкурентную среду на рынке готового жилья.
Введены в эксплуатацию новые производственные мощности по выпуску стеновых, кровельных и отделочных материалов повышенного спроса. Завершается перевод предприятий индустриального домостроения на изготовление комплектов жилых домов типовых серий, модернизированных с учетом повышенных требований по сейсмостойкости и теплозащите.

Накоплен опыт реализации крупномасштабных проектов строительства жилья (при ликвидации последствий стихийных бедствий 2002 года), который позволяет сделать следующие выводы:

темпы жилищного строительства в первую очередь зависят от наличия отведенных под строительство земельных участков с известными инженерно‑геологическими условиями, наличия проектно-сметной документации на определенные типоразмеры быстровозводимых домов, отвечающих современным требованиям по энергоэффективности, сейсмобезопасности, комфортности, архитектурной выразительности;
при компактной жилой застройке на новых площадках необходимо иметь проектно-сметную документацию на инженерные сети (водопровод, канализация, газоснабжение, электроснабжение) и подъездные дороги.
Необходимость наращивания темпов жилищного строительства, обеспечения доступности жилья определяет целесообразность принятия комплексной программы, поскольку решение жилищной проблемы:

направлено на улучшение условий и качества жизни населения, предотвращение чрезвычайных ситуаций, эффективное функционирования рынка жилья;
носит межотраслевой и межведомственный характер и требует государственного участия;
не может быть осуществлено в пределах одного финансового года;
носит комплексный характер, оказывает значительный мультипликативный эффект на общее экономическое развитие, рост производства и социальное благополучие в обществе.
В настоящее время в Краснодарском крае реализуется ряд краевых целевых программ, направленных на решение жилищной проблемы:

краевая целевая программа "Молодой семье ― доступное жилье" на 2003―2012 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 28 мая 2003 года N 224-П;
краевая целевая программа "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2004―2010 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 июня 2003 года N272‑П;
краевая целевая программа развития ипотечного жилищного кредитования Краснодарского края на 2005―2010 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 20 апреля 2005 года N1440‑П.
Кроме того, на территории Краснодарского края реализуется ряд федеральных целевых программ, направленных на обеспечение жильем отдельных категорий граждан.
Однако они функционируют разрозненно, что не позволяет проводить эффективную жилищную политику, добиться значительного роста объемов вводимого жилья, сделать жилье доступным для различных слоев населения.
Настоящая Программа основывается на новых подходах к решению жилищной проблемы. Главный принцип новой стратегии жилищного строительства — доступность жилья для всех категорий граждан. На этой основе будут решаться и вопросы обеспечения жильем малоимущих и отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации.
В связи с этим в Программу в качестве подпрограмм включены действующие краевые целевые программы и отдельные мероприятия, реализуемые в рамках федеральных целевых программ.
Программа разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2002―2010 годы, основными направлениями программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005―2008 годы), задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в п ослании Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года.
В результате реализации Программы должен быть завершен переход к рыночным финансовым механизмам и формам кредитования в жилищной сфере, обеспечена защита имущественных прав инвесторов, кредиторов и заемщиков, улучшены жилищные условия граждан с разным уровнем доходов.
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому развитию жилищной сферы, создание условий, обеспечивающих доступность жилья для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края.

Для достижения этой цели в рамках Программы должны быть решены следующие основные задачи:

формирование рынка доступного жилья и эффективных финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с разным уровнем доходов;
увеличение темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;
обеспечение жильем малоимущих и отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в пределах установленных социальных стандартов.
Мероприятия Программы направлены на реализацию поставленных целей и задач и осуществляются по двум основным направлениям:

формирование рынка доступного жилья;
обеспечение жильем малоимущих и отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в пределах установленных социальных стандартов.
Формирование рынка доступного жилья


Основными задачами политики в сфере формирования рынка доступного жилья в Краснодарском крае являются:

создание эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах и удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу;
создание механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом и повышения доступа к нему определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке;
развитие институтов долгосрочного жилищного финансирования граждан (ипотечное кредитование на цели приобретения жилья, кредитование участия граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, кредитование индивидуального жилищного строительства, жилищно-накопительные формы и другие);
создание условий для увеличения объемов жилищного строительства через внедрение открытых конкурентных процедур предоставления прав на сформированные земельные участки застройщикам, упрощение процедур согласования исходно-разрешительной документации, развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства, а также установление прозрачных и эффективных процедур финансирования развития коммунальной инфраструктуры для объектов нового жилищного строительства;
повышение эффективности функционирования рынка жилья в результате снижения административных барьеров и трансакционных издержек на рынке, защиты прав граждан — добросовестных приобретателей жилья, оптимизации системы налогообложения участников жилищного рынка с целью повышения его прозрачности и стимулирования развития эффективных институциональных форм организации.
Для решения перечисленных задач предусматриваются следующие мероприятия.
Формирование краевого реестра земельных участков для строительства доступного жилья


Краевой реестр земельных участков (далее — краевой реестр) формируется по предложениям органов местного самоуправления в Краснодарском крае и включает:

земельные участки на территории муниципальных образований Краснодарского края, имеющие инженерные коммуникации;
земли, освобожденные за счет сноса ветхого и аварийного жилья в рамках реализации подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2004―2010 годы;
земельные участки на территории муниципальных образований Краснодарского края, пригодные для жилищной застройки и не имеющие инженерных коммуникаций.
На основании указанного реестра составляется план действий по подготовке земельных участков, не имеющих документации и инженерных коммуникаций, в том числе планы подготовки проектно-сметной документации, строительства инженерных коммуникаций, дорог, определяются возможные источники финансирования.
По земельным участкам, предназначенным для многоэтажной или индивидуальной застройки микрорайонов, составляются планы разработки градостроительной документации с необходимой инженерной, социальной и транспортной инфраструктурой, планы проведения работ по обустройству площадок и привлечению инвестиций на эти цели.
Применение типовых проектов жилых домов, подготовка исходно-разрешительной документации

При строительстве жилых домов на земельных участках, включенных в краевой реестр, предусматривается возможность применения типовых проектов, удешевляющих стоимость строительства, с привязкой их к конкретной местности и подготовленного пакета исходно-разрешительной документации. Эти меры позволят существенно снизить стоимость строительства.

Намечено уже в 2005 году разработать для применения на территории Краснодарского края проекты эффективных и экономичных секций жилых домов следующих типов:

девяти- и пятиэтажная рядовая блок-секция с одно-, двух- и трехкомнатными квартирами общей площадью соответственно 35, 55 и 60-65 квадратных метров;
девяти- и пятиэтажная торцевая блок-секция с одно-, двух- и трехкомнатными квартирами общей площадью соответственно 35, 55 и 65 квадратных метров со свободным первым этажом для размещения встроенных помещений коммерческого назначения;
двухэтажный блокированный жилой дом для высокоплотной застройки на три жилые комнаты общей площадью 70-80 квадратных метров.
В дальнейшем предполагается разработка типовых проектов для высокоплотной застройки блокированными домами для одной-двух семей с минимальными земельными участками, быстровозводимых жилых домов, а также внедрение технологий так называемых растущих домов. Главное их достоинство — возможность строительства жилого дома по этапам, не нарушая архитектурной целостности.
Разработку типовых проектов жилых домов для применения в рамках Программы планируется осуществлять за счет средств краевого бюджета. Финансирование проектных работ в 2005 году планируется осуществлять за счет средств, предусмотренных в краевом бюджете на разработку градостроительной документации.
Разработка градостроительной документации, привязка проектов к земельным участкам, включенным в краевой реестр, подготовка исходно-разрешительной документации обеспечиваются в установленном порядке органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
Предоставление подготовленных земельных участков для строительства доступного жилья


Земельные участки, имеющие инженерную инфраструктуру, обеспеченные комплектом проектной и исходно-разрешительной документации, предоставляются для строительства доступного жилья:
инвесторам-застройщикам на базе процедуры торгов для строительства доступного жилья, в том числе с применением механизма ипотечного жилищного кредитования. Основными конкурсными условиями при этом могут быть:

установленная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья (ниже рыночной), которая определяется дифференцированно для каждой территории края. В течение всего срока строительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляется контроль со стороны краевых органов государственной власти и органов местного самоуправления за соблюдением установленной стоимости жилья;
предоставление части квартир в строящемся доме в муниципальный жилищный фонд социального найма для обеспечения жильем малоимущих и отдельных категорий граждан, состоящих на учете.
В целях удешевления стоимости жилья по данной схеме могут использоваться дополнительные меры:

государственная поддержка инвестора-застройщика в виде налоговых льгот в соответствии с законодательством Краснодарского края и субсидирования части процентной ставки по кредиту, полученному в кредитном учреждении для строительства жилья;
предоставление первого этажа жилого дома для коммерческих помещений;
продажа части квартир по рыночным ценам.
Распределение квартир в таких домах позволит учитывать интересы граждан всех категорий достатка:

малоимущих — за счет передачи части квартир в муниципальный жилищный фонд социального найма;
среднего уровня — за счет снижения стоимости одного квадратного метра жилья или участия в программах ипотечного жилищного кредитования, обеспечения жильем молодых семей и других;
богатых — за счет продажи части квартир по рыночным ценам;

государственным или муниципальным заказчикам. Строительство жилого дома осуществляется преимущественно за счет бюджетных средств. На условиях долевого участия привлекаются ипотечные жилищные кредиты и инвестиции организаций различных форм собственности (для обеспечения жильем своих сотрудников). При этом участие организаций может выражаться в поставке строительных материалов, бесплатном предоставлении транспортных средств, строительных машин и механизмов, выполнении отдельных видов работ. Предоставление квартир может осуществляться для следующих категорий граждан:

малоимущие и отдельные категории граждан, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
проживающие в ветхом и аварийном жилом фонде, подлежащем сносу;
молодые семьи;
граждане со средним достатком, участвующие в программе ипотечного жилищного кредитования;
часть квартир резервируется для создания муниципального переселенческого жилого фонда;

индивидуальным застройщикам, в том числе молодым семьям. Гражданину, изъявившему желание построить собственный дом, предлагаются типовые проекты, согласовываются применяемые при строительстве материалы для соблюдения архитектурного облика района индивидуальной застройки. При этом возможно применение следующих мер поддержки:

рассрочка по оплате земельного участка и стоимости инженерных коммуникаций;
субсидии из бюджетов всех уровней, предусмотренные федеральными и краевыми программами для молодых семей и сельских граждан;
субсидирование части стоимости жилья для участников ипотечного жилищного строительства;

жилищно-строительным кооперативам, в том числе молодежным, на конкурсной основе между кооперативами.
Положения настоящего подпункта Программы относятся только к строительству доступного жилья.
Земельные участки на территории муниципальных образований Краснодарского края, пригодные для жилищной застройки, не имеющие инженерных коммуникаций, обустраиваются за счет средств местных бюджетов, муниципальных заимствований на развитие инфраструктуры, а также привлечения средств энерго-, газо- и водоснабжающих организаций.


Полностью программу Вы можете прочитать здесь (http://admkrai.kuban.ru/upload/iblock/db1/home.doc) 200 Кб

Alexander
26.03.2009, 14:05
Общие сведения о регионе

http://krasnodar.ru/photo/map_ruse.jpg Географическое положение
Край расположен в юго-западной части Северного Кавказа, 45-я параллель делит его примерно на две равные части. На северо-востоке край граничит с Ростовской областью, на востоке - со Ставропольским краем, на юге - с Абхазией. С северо-запада и юго-запада территория края омывается Азовским и Черным морями. Общая протяженность границ края - 1 540 км, из них 800 км по суше и 740 км - по морю.
Наибольшая протяженность края с севера на юг - 327 км и с запада на восток - 360 км.
Краснодарский край занимает площадь 76 тысяч квадратных километров и является самым южным регионом России. В крае проживает свыше пяти миллионов человек, в том числе около 53 % - в городах и 47 % - в сельской местности. Средняя плотность населения - 66,6 человека на 1 квадратный километр.
Территория края сложилась из части территорий, занимаемых до революции Кубанской областью и Черноморской губернией. Две административные единицы были объединены в Кубанско-Черноморскую область, которая в 1920 году занимала территорию 105,5 тыс. квадратных километров. В 1924 году образован Северо-Кавказский край с центром в Ростове-на-Дону, в 1934 году он разделился на Азово-Черноморский (центр - Ростов-на-Дону) и Северо-Кавказский (центр - Ставрополь) края.
13 сентября 1937 года Азово-Черноморский край был разделен на Ростовскую область и Краснодарский край, включая Адыгейскую автономную область. В 1991 году Адыгейская автономная область вышла из состава края и была преобразована в Республику Адыгея.

http://krasnodar.ru/photo/Kuban.jpg

Природные условия и климат
Территория края разделяется на две резко отличающиеся части: северная равнинная и южная горная. Равнинная зона - Прикубанская низменность - занимает две трети территории и является экономически наиболее развитой частью. Южная зона образована системами хребтов Западного Кавказа, примыкающей к ним полосой предгорий и узкой лентой Черноморского побережья.
Расположенный на границе умеренных и субтропических широт, на стыке равнин и гор, край отличается разнообразием и непостоянством погодных условий. Климат на большей части территории умеренно- континентальный, на Черноморском побережье (южнее Туапсе) - субтропический. Средняя температура января на равнине - минус 3-5 градусов, июля - плюс 22-24 градуса.
Годовое количество выпадающих осадков колеблется от 350 мм на Таманском полуострове 500 мм на правобережье Кубани до 2500 мм и выше на юго-западных склонах Кавказского хребта.
Неравномерное распределение осадков, резкие температурные колебания, губительное действие суховеев и засухи вызывают необходимость строгого соблюдения научно обоснованной системы земледелия при возделывании сельскохозяйственных культур, увеличения посадок лесополос и других гидроаккумулирующих и противоэрозионных мер.
В крае более 500 рек, его основная водная артерия - Кубань - одна из главных рек Северного Кавказа. Для регулирования стока и расширения рисовых систем были сооружены Крюковское, Варнавинское, Краснодарское водохранилища; последнее - самое крупное на юге России.


http://krasnodar.ru/photo/podsolnuh01.jpg

ПочвыПочти вся Прикубанская низменность располагается в зоне степей. Основную часть ее почвенного покрова составляют предкавказские карбонатные и выщелоченные черноземы. Таманский полуостров занят каштановыми, западно-предкавказскими и болотными почвами.
Общая земельная площадь Краснодарского края составляет 7,5 миллионов гектаров, из них пашни - 3,9 млн. га. Это его основной пахотный фонд, отличающийся высоким плодородием.
Неширокая полоса в левобережье Кубани, Прикубанская наклонная равнина и часть предгорий пригодны для садоводства и возделывания желтых табаков.


http://krasnodar.ru/photo/Neft.jpg

Полезные ископаемые
В недрах Кубани открыто более 60 видов полезных ископаемых. В основном они залегают в предгорных и горных районах. Имеются запасы нефти, природного газа, мергеля, йодо-бромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных и апатитовых руд, каменной соли.
Краснодарский край - старейший нефтедобывающий район России. Добыча нефти начата с 1864 года.
На территории края расположен крупнейший в Европе Азово-Кубанский бассейн пресных подземных вод, имеющий значительные запасы термальных и минеральных вод.
Среди богатств Кубани лес занимает важное место, т.к. имеет большое природоохранное значение и является основным источником древесины ценных пород России. Общая площадь лесов Краснодарского края составляет свыше 1800 тыс. га. Имеющие промышленное значение дубовые и буковые массивы занимают, соответственно, 49 и 19 % площади всех лесов.

http://krasnodar.ru/photo/Pole01.jpg

Экономический потенциал
Основу производительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно‑энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно‑рекреационный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно‑курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально‑экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.
Динамичное развитие агропромышленного комплекса (далее также — АПК) Краснодарского края обеспечивает продовольственную безопасность страны:
край обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет 4805 тысяч гектаров (это более 4 процентов российских и около 2 процентов мировых запасов);
край занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по объему производства зерна, сахарной свеклы, плодов и ягод, второе — по производству семян подсолнечника и меда;
край занимает второе место среди субъектов Российской Федерации по производству яиц, мяса скота и птицы (в живом весе), третье место — по производству молока.
Транспортный комплекс обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества, вносит существенный вклад в повышение "связности" территории страны.
Морские порты края обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути и перерабатывают более 35 процентов внешнеторговых российских и транзитных грузов морских портов России, обслуживают около трети российского нефтеэкспорта.
По территории края проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, которые ориентированы в сторону морских международных портов края и курортов Черного и Азовского морей.
Трубопроводный транспорт представлен международным нефтепроводом "Тенгиз — Новороссийск" и газопроводом "Россия — Турция" ("Голубой поток").
Воздушный транспорт Краснодарского края представлен четырьмя аэропортами, два из которых являются международными (Краснодар, Сочи).

http://krasnodar.ru/photo/MO/sochi_11.jpgУникальные для России природно‑климатические условия края, наличие передовых медицинских учреждений и технологий, исторических достопримечательностей создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско‑рекреационного комплекса международного уровня, формирующего позитивный имидж страны на международной арене и обеспечивающего растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом:
климат в крае — один из наиболее благоприятных в России для проживания и деятельности человека. Краснодарский край — самый теплый регион России, средняя продолжительность времени, когда в светлое время суток на территории края наблюдается солнечная погода, составляет 2300 часов в год;
благодаря сочетанию благоприятных климатических условий и наличия месторождений минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край является самым популярным курортно‑туристическим регионом России и фактичес­ки единственным в России приморским бальнеологическим и курортно‑ре­креационным центром;
в период максимального развертывания ежедневная емкость курортов края достигает 450—480 тысяч мест;
потенциал санаторно‑курортного и туристского комплекса края реализуется за счет создания на территории края особой экономической зоны туристско‑рекреационного типа.
По привлечению инвестиций ведущими отраслями являются транспорт и связь, агропромышленный, санаторно‑курортный и туристский комплексы, определяющие приоритеты региональной экономики.
Рейтинг Краснодарского края в мировом бизнес‑сообществе весьма вы­сок: агентством "Standard & Poor's" региону присвоен международный инвести­ционный рейтинг на уровне "BB" (прогноз "позитивный"). Кроме того, край входит в семерку российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками и занимает второе место в рейтинге российских регионов по законодательной активности в сфере инвестиций.
Край занимает десятое место в стране по количеству специалистов, выпущенных высшими учебными заведениями, и четвертое место — по количеству специалистов, выпущенных средними специальными учебными заведениями.
Таким образом, в крае имеется мощный потенциал опережающего развития, определяющий возможности роста его вклада в реализацию целей Правительства Российской Федерации.
http://krasnodar.ru/photo/Universitet.jpg

Образование
Отдельное место в сфере просвещения, науки и культуры региона занимают высшие учебные заведения края - крупные учебно-научные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов практически по всем отраслям знаний. В крае работает 12 государственных учреждений высшего образования. Это - государственный, аграрный и технологический университеты, университет культуры и искусств, медицинская академия, академия физической культуры и спорта, Армавирский педагогический институт, Новороссийская морская академия, Сочинский институт курортного дела и туризма и другие. Кроме того, на Кубани открыли свои филиалы ведущие вузы страны, такие как Российская экономическая академия им. Плеханова (в г. Краснодаре), Московский государственный университет коммерции (в г. Краснодаре), Российский университет дружбы народов (в г. Сочи).


http://krasnodar.ru/photo/amfora.jpg

Из истории Кубани
Кубань начинается с поля - раздольного и неоглядного. От донских степей до хребтов Кавказа, словно чаша, слегка наклоненная навстречу влажным ветрам Черноморья, раскинулись просторы хлебного края.
Испокон веков влекли и манили к себе широкие нивы по берегам быстрой и своенравной реки, давшей имя этому краю. Кубанская земля слышала рокот копыт сарматской и половецкой конниц, звон золотых монет в кожаных поясах греческих колонистов и генуэзских купцов, могучую поступь русских дружин Тмутаракани, дикие пиры татарских орд и османских турок.
Терзаемые то одними, то другими колонизаторами, долгие годы вели кровопролитную и неравную борьбу аборигены Кубани - адыгейские племена. Иноземные завоеватели, особенно татары и турки, грабили землю, разоряли адыгейские аулы, захватывали и продавали в рабство непокорных горцев, во все гаремы Востока увозили черкесских женщин. Измученные грабежами и насилием, адыги, или, как тогда их называли, черкесы, искали защиты и помощи у своего могущественного северного брата - русского народа.
В 1552 году в Москву к царю Ивану IV прибыли черкесские послы с просьбой о присоединении Адыгеи к России. Приняв адыгов в свое подданство, Россия помогла изгнать турок из Приазовья.
Черкесский князь Темрюк выдал свою дочь замуж за Ивана Грозного, основал на месте татаро-турецкой крепости Тумнев свой "стольный" город Темрюк. Но не успела осесть пыль за русскими полками, ушедшими с Кубани, как вновь налетели татары и турки и, отодвинув владения черкесов далеко на восток, разрушили Темрюк, на его месте воздвигли свою крепость Адис, из которой их орды совершали опустошительные набеги на владения государства Российского. В 1720 году русские войска вступили на Кубань, чтобы примерно покарать "басурман" и отбить у них охоту разбойничать в российских землях. Но отдельные, даже успешные операции не могли решить спора. Завязалась длительная война с Турцией.
Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после двух русско-турецких войн XVIII века. В 1778 году командующий Кавказским корпусом А.В.Суворов, прибыв на Кубань, начал укреплять южные границы государства.
Прославившемуся в борьбе с турками Черноморскому войску (бывшим запорожцам) Екатерина II даровала 30 июня 1792 года земли Таманского полуострова с окрестностями с целью охраны новых южных границ России. Первая партия строевых казаков во главе с С. Белым прибыла сюда морем и 25 августа 1792 года высадилась в Тамани. Десятилетия спустя - уже после отмены крепостного права - двинулись на Кубань тысячи крестьян из центральных губерний России...

Alexander
29.03.2009, 14:44
Современный Краснодарский край возник относительно недавно - в 1937 г., после ликвидации окружной системы административного деления. Он объединил земли просуществовавших до 1924 г. Кубанской области и Черноморской губернии.
Западный Кавказ на протяжении столетий был границей между христианской, оседлой цивилизацией (византийцы, греки, Тмутараканское княжество, генуэзцы) и исламской, преимущественно кочевой (степные тюркские народы и коренные кавказские горские этносы, культура которых сочетала в себе разные элементы). В XVI–XVIII вв. здесь сталкиваются интересы Турции и ее вассала, Крымского ханства, с постепенно набиравшей силу Россией, которая со второй половины XVIII в. перешла к поэтапной колонизации территории.
Первыми в конце XVIII века на Кубань пришли казаки. Донское казачество участвовало в создании Азово-Моздокской кордонной линии, Черноморские (бывшие запорожские) казаки переселились на правобережье Кубани, заложив к северу от Кубанской линии сорок станиц, составляющих основу современной системы сельского расселения. Кроме того, в XVIII–XX вв. в результате миграций возникли ареалы расселения армян (окрестности Армавира, позднее - территория Большого Сочи) и греков (приморские районы от Темрюка до Туапсе), немцев. Их переселение стало возможным еще и потому, что несколько десятков тысяч адыгов и ногайцев покинули центральные и причерноморские районы края после завершения Кавказской войны.
В ХIХ веке приток мигрантов сдерживался отсутствием дорог, особенно при заселении земель Черноморского округа, а также неоднозначным отношением казачества к выходцам из других губерний. Только в 1868 г. было принято положение, разрешавшее лицам других сословий селиться и приобретать недвижимость на землях казачьих войск. Кавказская война задержала развитие в крае транспортной инфраструктуры: прокладка сети основных железных дорог началась лишь в последней четверти XIX в. и завершилась в 1942 г. с вводом участка Адлер-Сухуми Транскавказской дороги. Железнодорожные ветки, проложенные к побережью, способствовали развитию портов Новороссийск и Туапсе. В начале XX в. на побережье закладываются основы курортного комплекса, сначала он выполнял функции реабилитации раненых солдат и офицеров и лишь позднее стал массовым. Развитие промышленности долгое время концентрировалось в региональном центре, кроме того, разрабатывались небольшие нефтяные месторождения.
В период гражданской войны юг России оказался зоной активных военных действий, затем последовали процессы расказачивания (выселения казаков) и раскулачивания в годы коллективизации. "Размывание" казачества продолжилась в послевоенный период в результате интенсивного миграционного притока. Тем не менее, особый уклад жизни казаков отчасти сохранился, особенно в сельской местности правобережья Кубани.
В советский период в экономике края ведущей отраслью оставался агропромышленный комплекс, получили развитие отдельные виды машиностроения и химической промышленности, а на Черноморском побережье – морской транспорт и курорты.
Расселение. (http://atlas.socpol.ru/portraits/k_kray.shtml)Краснодарский край – крупнейший по численности населения регион России после Москвы и Московской области, в нем проживает более 5 млн. чел. Край отличается более поздней и медленной урбанизацией, во многом из-за благоприятных агроклиматических условий. Городское население (http://www.socpol.ru/atlas/maps/1_1_2map.gif) сравнялось по численности с сельским только во второй половине 1970-х гг., а в 2006 г. его доля почти не изменилась (52,6%). Краевой центр Краснодар (бывший Екатеринодар - столица Кубанского казачьего войска) относительно невелик, в нем живет менее 800 тыс. чел. (15% населения края). Центром Черноморской зоны является г. Сочи с населением 400 тыс. чел., при этом агломерация Большого Сочи протянулась от границы с Абхазией (Адлер) почти до г. Туапсе. Всего в четырех больших городах края проживает менее трети населения, что подтверждает низкий уровень урбанизированности.
Большинство городов выросли из бывших станиц, различия между городскими и сельскими поселениями стерты, ряд сельских поселений сопоставимы по размерам с небольшими городами. Раньше других городами стали порты черноморского и азовского побережья, позднее расширившие свои функции за счет развития курортного дела. Большинство городов внутренней части края стали получили свой статус в советский период, благодаря развитию промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье, и удобному транспортному положению. Значительный рост городов края в 1989–2002 гг. был связан с интенсивным миграционным притоком. В последние годы, по данным официальной статистики, городское население сокращается, в том числе и в краевом центре Положительную динамику сохраняют только отдельные города и районы, в основном приморские или прилегающие к Краснодару.

источник (http://atlas.socpol.ru/portraits/k_kray.shtml)

Alexander
29.03.2009, 14:48
Краснодарский край – один из самых плотно заселенных регионов страны (67 чел. на кв. км.), особенно его приморские и прикубанские районы. Для сельского расселения характерны крупные сельского поселения, их средний размер - более 1400 человек. Благодаря густой сети качественных дорог и более высокому уровню автомобилизации городские услуги доступны многим сельским жителям.
По характеру расселения можно разделить край на три-четыре зоны. В степном правобережье Кубани каркас системы расселения составляет сеть крупных станиц с населением до 10-30 тыс. человек, основанных в ходе казачьей колонизации в конце XVIII–начале XIX вв. Местные центры гг. Тихорецк, Тимашевск, Кропоткин выросли благодаря железнодорожному строительству последней четверти XIX – XX вв., став узловыми станциями. В предгорной полосе Большого Кавказского хребта (юго-восток края) опорные центры расселения связаны с бывшими кордонными линиями, прежде всего Усть-Лабинской, они контролировали выходы с гор на равнину наиболее важных сухопутных дорог и рек. Приморская полоса разбивается на две части, при этом старые портовые центры Приазовья оказались в тени городов черноморского побережья. Черноморские города фактически превратились в непрерывную цепь поселений: “Большой Сочи” (включающий наряду с собственно Сочи Хосту, Лазаревское, Адлер, Красную Поляну), “Большой Геленджик” (с Архипо-Осиповской и Кабардинкой). Проведение Олимпиады 2014 г. в Сочи даст новый импульс развитию и заселению причерноморской зоны Красндарского края.
Демография и этнический состав. (http://atlas.socpol.ru/portraits/k_kray.shtml) В 1990-х гг. край относился к числу регионов с более благополучной демографической ситуацией, миграционный прирост полностью перекрывал естественную убыль населения. Численность населения края начала сокращаться только в 2000-х гг., но значительно медленнее, чем в среднем по стране, поскольку миграции компенсируют 60-90% естественной убыли, а в целом по РФ – 10-15%.
За счет естественной убыли (http://www.socpol.ru/atlas/maps/1_2_2map.gif) край ежегодно теряет почти 0,5% населения, но все же показатель в расчете на 1000 населения немного ниже среднероссийского (соответственно -4,4 и -4,8‰ в 2006 г.). Уровень рождаемости в крае не отличается от среднего по стране (10,4‰ в 2006 г.), но несколько выше, чем в наиболее урбанизированных областях Южного федерального округа – Волгоградской и Ростовской (9,5-9,8‰). Показатель смертности, хотя он почти в полтора раза выше рождаемости, немного лучше среднероссийского (14,8‰ и 15,2‰ соответственно в 2006 гг.). По сравнению с предыдущим годом смертность сократилась и в крае, и в стране в целом. По уровню младенческой смертности за последнее десятилетие достигнут заметный прогресс, в 2006 г. она была самой низкой в ЮФО (8.2 на 1000 родившихся) и одной из самых низких среди регионов России.
Демографическая ситуация внутри края различается: наиболее сильна депопуляция в периферийных районах края, особенно восточных, а минимальную естественную убыль имеют причерноморские муниципалитеты (рис. 1).
http://atlas.socpol.ru/maps/k_kray_01.gifРис. 1. Коэффициент естественного прироста (убыли) в муниципальных образованиях Краснодарского края в 2004 г., ‰

Возрастная структура населения края сильно постарела: доля детей (16,5%) значительно меньше доли населения старше трудоспособного возраста (22,4%). Постарение населения ускорялось тем, что в 1960–1980-е гг. Кубань стала "российской Флоридой" – на теплый юг переселялись "северные" пенсионеры, заработав деньги на Севере и в Сибири, а также отставные военные. В результате край имеет самый высокий уровень демографической нагрузки пожилыми среди всех регионов ЮФО, хотя разрыв с другими “русскими” регионами постепенно сокращается за счет общего постарения населения.
Благоприятный климат юга позитивно влияет на ожидаемую продолжительность жизни населения, она более чем на два года выше средней по стране (соответственно 67,5 и 65,3 лет в 2005 г.). В то же время край на 2-6 лет отстает по этому показателю от республик Северного Кавказа, что может объясняться различиями в образе жизни населения, особенно в употреблении алкоголя.
«Русский» юг всегда имел устойчивый миграционный приток (http://www.socpol.ru/atlas/maps/1_2_4map.gif) населения, который в 1990-е гг. дополнился стрессовой миграцией из стран СНГ, в первую очередь из Закавказья и Средней Азии. Краснодарский край лидировал среди всех регионов южного приграничья по коэффициенту миграционного прироста, достигавшего в первой половине 1990-х гг. 160-200 на 10 тыс. населения. Со второй половины 19990-х гг. объемы возвратных миграций в Россию резко сократились, в крае это сокращение усугубилось ограничительной миграционной политикой местных властей. После завершения периода стрессовых возвратных миграций Краснодарский край сохранил высокую привлекательность и максимальный миграционный прирост (47-52 на 10 тыс. населения в 2005-2006 гг. или 0,5% населения) в ЮФО (рис. 2). Реальный приток больше, но данные статистики не учитывают нелегальных трудовых мигрантов.
http://atlas.socpol.ru/maps/k_kray_2.gifРис. 2. Миграционный прирост в отдельных регионах ЮФО, на 10 тыс. населения

На внутрирегиональном уровне наиболее привлекательны для мигрантов три зоны: прилегающая к областному центру (хотя сам Краснодар, по официальным данным, имеет почти нулевое миграционное сальдо в последние пять лет); причерноморско-курортная и «выдвинутая» на север, в направлении крупнейшего центра Юга России - Ростова-на-Дону (рис. 3). Меньше всего мигрантов в отдаленных восточных и юго-восточных районах с более сложными агроклиматическими условиями и менее диверсифицированной экономикой.
http://atlas.socpol.ru/maps/k_kray_03.gifРис. 3. Среднегодовой коэффициент миграционного прироста в муниципальных образованиях Краснодарского края в 2000–2004 гг., ‰

Среди населения Кубани преобладают русские (87%), доля которых стабильна. Структура других национальностей заметно меняется (табл. 2). Сокращение доли украинцев и белорусов связано с ассимиляцией, доля немцев и греков сократилась из-за эмиграции. Рост других этносов обусловлен миграциями постсоветского периода. Значительно выросла доля армян - второго по величине этноса в крае, они переселялись как в исторически сложившиеся еще в XVIII–XIX вв. ареалы на Черноморском побережье и в районе Армавира, так и в другие районы. Мигранты нередко стремятся обосноваться в более благоприятных приморских районах, где сильнее всего дефицит дорогой земли. Определенная обеспокоенность властей и жителей края изменениями этнического состава в целом обоснована, однако региональные власти выбирают традиционные для истории Северного Кавказа инструменты решения проблемы — выдавливание нежелательных групп, поощрение ксенофобских настроений, поддержку не вполне легитимных вооруженных казачьих формирований. Из-за давления краевых властей осевшие на Кубани турки-месхетинцы (они проживали в Грузии, были депортированы в Среднюю Азию, но но не смогли вернуться назад, т.к. Грузия отказалась их принимать) сочли за лучшее эмигрировать в США.
Таблица 2. Изменение национального состава населения Краснодарского края за 1989–2002 гг. (по данным переписей населения)
2002 г.
1989 г.
2002 г.
Всего
город
село
Всего
город
село
Всего
город
село
Тыс. чел.
%
%
Все население
5125,2
2740,5
2384,7
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Русские
4436,3
2362,8
2073,5
86,7
86,1
87,5
86,6
86,2
86,9
в т. ч. казаки
17,5
8,5
9.0
н.д.
н.д.
н.д.
0,3
0,3
0,4
Армяне
274,6
151,8
122,8
3,7
3,9
3,5
5,4
5,5
5,1
Украинцы
131,8
76,0
55,7
3,9
4,4
3,4
2,6
2,8
2,3
Греки
26,5
18,1
8,4
0,6
0,8
0,4
0,5
0,7
0,4
Белорусы
26,3
14,1
12,1
0,8
0,8
0,7
0,5
0,5
0,5
Татары
25,6
13,5
12,0
0,3
0,4
0,3
0,5
0,5
0,5
Грузины
20,5
13,7
6,8
0,3
0,3
0,2
0,4
0,5
0,3
Немцы
18,5
7,5
10,9
0,6
0,5
0,8
0,4
0,3
0,5
Адыгейцы
15,8
11,6
4,2
0,5
0,6
0,3
0,3
0,4
0,2
Турки и турки-месхетинцы
13,6
2,1
11,6
0,2
0,2
0,3
0,3
0,1
0,5
Азербайджанцы
11,9
5,8
6,2
0,0
0,0
0,1
0,2
0,2
0,3

Экономика. (http://atlas.socpol.ru/portraits/k_kray.shtml) Несмотря на выгодное приморское положение, более развитую инфраструктуру и значительные трудовые ресурсы, Краснодарский край экономически все еще остается регионом-«середняком». В 2005 г. его душевой ВРП (http://www.socpol.ru/atlas/maps/1_3_2map.gif) составлял только 58% от среднего по регионам РФ. Однако в Южном федеральном округе Краснодарский край опережает все другие регионы, за исключением промышленно развитой и к тому же нефтедобывающей Волгоградской области (рис. 4). Сравнивая любой регион со средними показателями по России, нужно учитывать, что средние значения намного выше медианных, т.к. сильно зависят от регионов-лидеров (Москвы и нефтегазодобывающих тюменских автономных округов). Кроме того, на показатели ВРП влияют почти 4-хкратные ценовые различия между регионами Крайнего Севера и юга страны. Если скорректировать душевой ВРП на стоимость жизни в регионах, то в Краснодарском крае он повышается до 72% от среднего по стране.
http://atlas.socpol.ru/maps/k_kray_4.gifРис. 4. Душевой ВРП некоторых регионов ЮФО в текущих ценах, тыс. руб. на человека

Показатель ВРП рассчитывается Росстатом с большой задержкой и данные за 2005 г. не отражают ускорения развития экономики Краснодарского края в последние два года. Темпы роста ВРП за 1998-2005 гг. были средними (162%) по ЮФО, заметно уступая Ростовской области (189%).
Ведущую роль в экономике края играют транспорт и связь (19-20% ВРП в 2004-2005 гг.), аграрный сектор (15-17%) и обрабатывающая промышленность (11-13%). Ускорение роста с 2006 г. особенно заметно в промышленности, по динамике Краснодарский край уступает только Ростовской области (рис. 5). Эти два самые крупные, развитые, с наиболее выгодным положением региона формируют новую зону роста на юге страны.
Основой промышленного роста стала переработка важнейшего ресурса, которым располагает Кубань – относительно дешевой и производимой в больших объемах сельскохозяйственной продукции. Пищевая промышленность (вместе с мукомольной) дает половину всего промышленного производства. В России больше нет ни одного относительно развитого региона со столь ярко выраженной и разнообразной пищевой специализацией. В пищевую отрасль уже пришли значительные инвестиции крупного российского бизнеса, в том числе экспортно-сырьевого, и глобальных компаний, что позволило модернизировать пищевые предприятия края. Значимой отраслью является производство строительных материалов (9% промышленного производства), в первую очередь цемента. Машиностроение развито слабее и дает менее 10% производства (в среднем по РФ – 19%).
http://atlas.socpol.ru/maps/k_kray_5.gifРис. 5. Динамика промышленного производства в регионах ЮФО, 2006 г. к 1990 г., в % (1990=100%)

Промышленное производство относительно равномерно размещено по муниципалитетам, поскольку в нем преобладает переработка повсеместно производимого сельскохозяйственного сырья. Выделяется Краснодар, в котором концентрируется не только пищевая ( в т.ч. табачная), но также нефтеперерабатывающая промышленность и машиностроение. Среди прочих промышленных центров примерно равны по объемам производства небольшой город Тимашевск (развитый центр пищевой отрасли), портовый Новороссийск (цементная промышленность) и Армавир (пищевая и машиностроение). (рис. 6).
http://atlas.socpol.ru/maps/k_kray_6.gifРис. 6. Промышленное производство по муниципальным образованиям Краснодарского края в 2004 г., %

Краснодарский край лидирует в России по объемам производства основных видов сельскохозяйственной продукции, его доля в производстве зерновых в 2004-2005 гг. достигала 10-11% при урожайности в 2,5 раза выше средней по стране, сахарной свеклы – 19-22%, семян подсолнечника - 18%. В отличие от земледелия, в животноводстве сохраняются острые проблемы, оно остается низкорентабельным или даже убыточным. Как следствие, поголовье крупного рогатого скота за 2001-2005 гг. сократилось более чем на четверть, поголовье свиней за 2002-2004 гг. снизилось на треть, но с 2005 г. начался медленный рост. Деградация животноводства негативно влияет на сельский рынок труда, усиливая дефицит рабочих мест на селе, ведь эта отрасль более трудоемка по сравнению с растениеводством.
Ведущая роль в сельском хозяйстве края принадлежит крупным коллективным хозяйствам, многие из которых активно занимаются переработкой сельхозпродукции. Лишь в периферийных, более засушливых восточных районах доля фермеров выше. Лидер по этому показателю — Крыловский район, где 45% земель обрабатывается фермерами.
Наиболее проблемные отрасли первичного сектора экономики - добыча рыбы в обмелевшем и истощенном Азовском бассейне (Ейский и Приморско-Ахтарский районы) и лесозаготовки ценных пород древесины в предгорной и горной полосе (Мостовской, Апшеронский районы), давно ограниченные дефицитом лесных ресурсов.
После распада СССР многие крупные морские порты оказались в других странах СНГ, поэтому транспортно-географическое положение Краснодарского края стало более выгодным. Создание новых портовых терминалов и модернизация ведущих российских портов Черноморского бассейна — Новороссийска и Туапсе — усилили роль транспорта в экономике (14,9% ВРП в 2005 г.). Кроме того, в последнее десятилетие по территории края проложены экспортные трубопроводы КТК и "Голубой поток", В то же время порты Азовского бассейна испытывают сложности, связанные с обмелением береговой зоны, кризисом азовского рыболовства и проблемами использования фарватера Керченского пролива.
Еще одна отрасль экономики, быстро растущая в последние годы, – рекреация. После потери курортов Грузии и Крыма черноморские здравницы края стали ведущей зоной морского отдыха в России, но их развитию мешают устаревшая инфраструктура, невысокое качество услуг при высоких ценах, сезонность. Подготовка Олимпиады-2014 в г. Сочи позволит повысить конкурентоспособность черноморской рекреации благодаря крупным инвестициям государства и бизнеса в инфраструктуру, в развитие зимних видов отдыха, спортивного и делового туризма.
Наряду с газодобывающей Астраханской областью, край выделяется среди регионов ЮФО по душевым показателям инвестиций в основной капитал, которые близки к средним по стране, в то время как в большинстве регионов России инвестиции составляют треть-половину от средних. На графике (рис. 7) представлены душевые инвестиции, пересчитанные в постоянных ценах 2000 г. С учетом инфляции рост инвестиций в регионах Юга был медленным и отставал от среднего по стране. Только с 2006 г. динамика заметно улучшилась, в основном за счет Краснодарского края и Ростовской области. Ведущим инвестором стал российский крупный бизнес, хотя Краснодарский край выделялся и по притоку иностранных инвестиций в начале 2000-х гг. Владелец "Русала" О.Дерипаска вкладывает значительные средства в развитие аэропортов края, в агросектор двух сельских районов, в жилищное строительство в г. Краснодаре; "Норильский никель" и "Газпром" стали основными инвесторами горного курорта Красная Поляна, где будут проходить горнолыжные соревнования Олимпиады. Растет и бюджетное финансирование, из федерального бюджета в 2006 г. было получено 16% всех инвестиций, хотя в среднем для регионов эта доля ниже 7%. Выдвижение Сочи помогло привлечь госинвестиции на самой ранней стадии подготовки к Олимпиаде. В 2005 г. доля строительной отрасли в ВРП Краснодарского края была вдвое выше средней по стране (11 и 5,8% соответственно), а с 2007 г. можно ожидать начала строительного «бума».
http://atlas.socpol.ru/maps/k_kray_7.gifРис. 7. Душевые инвестиции в основной капитал в регионах ЮФО, в постоянных ценах 2000 г.

По муниципалитетам имеются данные только за 2002-2004 гг. Они показывают, что основная часть инвестиций за три года распределялась между Краснодаром (20%) и Новороссийском (13%), причем доля краевого центра выросла с 14 до 24% за 2002-2004 гг. На Сочи приходилось менее 6% инвестиций, это красноречивое свидетельство того, насколько запущена инфраструктура города. Предполагаемый объем инвестиций в подготовку к Олимпиаде – около 11-14 млрд долл., это больше двух годовых объемов всех инвестиций в крае за 2006 г., причем из всех источников финансирования.
Занятость. (http://atlas.socpol.ru/portraits/k_kray.shtml) Южные аграрные регионы с благоприятным климатом, как правило, отличаются пониженной экономической активностью населения. Часть трудоспособных жителей "кормится на земле", получая натуральные доходы от нетоварного личного подсобного хозяйства и не пытаясь искать работу. Кроме того, население Краснодарского края постарело и доля жителей в трудоспособном возрасте (60,7%) ниже средней по стране (62,9% в 2005 г.), что также влияет на экономическую активность. Оба аграрных края – Краснодарский и Ставропольский – заметно отстают по уровню экономической активности (60-61%) от более урбанизированных "русских" регионов ЮФО (64-67%) и от среднего показателя по стране (65%).
Из-за поздней и более медленной урбанизации доля занятых в сельском хозяйстве Краснодарского края была высокой и в советское время – каждый пятый работающий, но все же промышленная занятость была несколько выше (табл. 2). За переходный период численность и доля занятых в промышленности сократилась на треть (с 23 до 16% за 1990-2004 гг.), как и в целом по стране. Занятость в сельском хозяйстве, наоборот, росла в течение 1990-х гг., что типично для южных аграрных регионах. Росту аграрной занятости способствовали несколько факторов: во-первых, значительный миграционный приток из стран СНГ, в том числе в сельскую местность; во-вторых, естественные преимущества (климат и плодородные почвы), способствовавшие выживанию сельхозпредприятий юга, и, в-третьих, острый дефицит рабочих мест в городах, замедлявший миграции из села. В Краснодарском крае определенную роль сыграл и протекционизм региональных властей, меры по поддержке сельского хозяйства. В результате к 2000 г. в этой отрасли был занят каждый четвертый работающий в крае, что соответствует показателям слаборазвитых стран. Сокращение аграрной занятости началось только в годы экономического роста, когда укрепились рыночные отношения на селе, стимулирующие развитие более доходных, но нетрудоемких отраслей растениеводства. Рост занятости в торговле характерен для всей страны, но в крае в 1990-е гг. он был более медленным из-за низкого платежеспособного спроса сельского населения, составляющего почти половину жителей. До сих пор доля занятых в торговле и общественном питании ниже среднероссийской, несмотря на то, что Краснодарский край – крупнейший курортный регион страны. Судя по всему, в отраслевой структуре неточно учитывается неформальная занятость, которая в Краснодарском крае и других «русских» регионах Юга достигает 28-30% занятых (в целом по стране – 18%), а роль торговли в теневой экономике и неформальной занятости очень высока. Рост занятости в бюджетном секторе был относительно небольшим, но численность занятых в управлении выросла в крае вдвое.
источник (http://atlas.socpol.ru/portraits/k_kray.shtml)

Alexander
29.03.2009, 14:58
Департамент государственной службы занятости населения Краснодарского края
350010, г. Краснодар, ул. Зиповская, 5
тел: 252-34-96, факс: 252-35-18
e-mail: kancel@kubzan.ru
Официальный e-mail: dgsz@кгаsnodar.гu
Официальный сайт департамента: www.krasnodar.rostrud.ru (http://www.krasnodar.rostrud.ru/)

Alexander
30.03.2009, 22:11
Город-курорт Геленджик
YouTube - Город-курорт Геленджик

Лилия
08.04.2009, 14:25
Как будто в лето вернулась, :) мы в прошлом году отдыхали с дочерью в Геленджике.

Alexander
08.04.2009, 15:33
Лилия, мне очень интересно было бы узнать ваши впечатления об отдыхе в Геленджике. Я в июне собираюсь туда ехать на отдых. До этого в Геленджике ни разу не был. Где вы жили куда ходили на пляж? В какие места на экскурсии ездили? Только ответтить лучше в теме => Отдых и недвижимость в Геленджике (http://www.penpal.su/forum/showthread.php?t=153).
Вы в каком месяце там были?