Alexander
01.05.2009, 16:44
Коллекция ссылок по теме «Семейное образование» с сайта http://www.egodarling.ru (http://www.egodarling.ru/philosofy/he-hist.html)
Образование вне системы (http://ps.1september.ru/article.php?ID=200306007) - статья Игоря Чапковского, опубликована в № 60 2003 г. газеты "Первое сентября".
И все-таки главные учителя – родители! (http://ps.1september.ru/2000/73/2-1.htm) - статья о домашнем образовании вообще и об опыте семьи Чапковских в частности, автор Павел Шмаков, опубликована в № 73 2000 г. газеты "Первое сентября".
Альтернатива. Школа отменяется? (http://obimbirene.narod.ru/business1.html) - статья из районной московской газеты "Южный округ", интервью Евгения Крушельницкого с И.М.Чапковским.
Обойдемся без школы. (http://aboutstudy.ru/magazine2/arhiv/07/65.shtml) Журнал "Обучение в России" № 7, октябрь 2002, автор Елена Щербинина.
Вместо школы (семейное образование). (http://www.ladylife.ru/article.php?id=145&art_id=2&PHPSESSID=5aa803aa6953f25d3bab38e969e6eba4) - Журнал для занятых женщин "Ladylife" №1 май 2004 г., авторы Татьяна Ежова и Татьяна Тимофеева. Статья опирается на опыт Татьяны Сорокиной, мамы четверых детей и директора Центра семейного образования.
Кто ходит в школу по утрам... (http://birth.ft.inc.ru/) - автор статьи Ксения Подорова. Опыт человека, который занимается домашним образованием своих детей. Прямые ссылки на части статьи там же: часть 1 (http://birth.ft.inc.ru/100.shtml), часть 2 (http://birth.ft.inc.ru/101.shtml), часть 3 (http://birth.ft.inc.ru/102.shtml).
Наше образование (http://yaroslav1982.narod.ru/) - интерактивный молодёжный образовательный сайт. Много интересных ссылок и материалов.
Без школьной скамьи (http://zenews.narod.ru/et142004/familyed/homeshcool.htm) - статья в журнале «Жизнь Евразии» № 14 июль-август 2004 г. Авторы Кирилл Петуховский, Туяра Назарова.
Прогульщики в законе (http://aboutstudy.ru/magazine2/arhiv/07/09.shtml) - статья в журнале «Обучение в России» № 7 октябрь 2002 г., автор Елена Шарова.
Не пробывал - не суди, узнал - не зарекайся. (http://trainer.narod.ru/inde402.html) - Статья размещена в интернете.
Сайт Леонида Некина. Домашнее образование (семейное обучение) (http://nekin.narod.ru/p11.htm) - Л. Некин - автор методических разработок для домашнего обучения. На сайте есть материалы по обучению письму, чтению, математике, иностранным языкам.
семейное образование (http://dictionary.fio.ru/article.php?id=100331) - словарная статья на сайте словарь.ru
Учимся думать? Ой ли... (http://kontei.livejournal.com/9414.html) - статья на LiveJournal, автор Александр Левитас.
Семейное образование (http://community.livejournal.com/rukids/566311.html?nc=10) - статья на LiveJournal, сообщество rukids.
О домашнем образовании в мире, в частности в США
Homeschoolng и его уроки (http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2001/7/osher.html) - статья Владимира Ошерова (публицист, живущий в США), рассматривающая причину бума на домашнее образование мире и смену отношения к нему, опубликована в журнале «Новый Мир» 2001, №7.
Школа заставляет государство вносить поправки в закон (http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200301106) - статья в № 11 2003 г. газеты «Первое сентября», автор Оливия Лория. Краткая история развития семейной формы обучения в разных странах.
домашнее образование (http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/369/32887/) - журнал «Зеркало недели» № 45 (369) 17 - 23 ноября 2001 г., автор Игорь Иванович - общая статья на тему с данными статистики о домашнем образовании в США.
Американские школьники переходят на домашнее обучение (http://www.rol.ru/news/misc/news/02/12/19_023.htm) - статья от 19 декабря 2002 г., перевод из Washington ProFile, большая общая статья на тему и некоторая статистика.
Бум домашнего образования в США (http://www.begin.ru/db/hrm/95E4F6BE51A14D92C3256CF500275BE2/category.html).
Двоечников и второгодников у нас нет... (http://www.vestnik.com/issues/2001/0327/koi/karlinsky.htm) - интервью с Джин Сойкe, организатором домашней школы в США, опубликовано в журнале «Вестник» 7(266) 27 марта 2001 г., автор Наталья Карлинская.
Экстернаты Москвы. Единая информационная служба (http://www.extern-mos.ru/). Список всех экстернатов Москвы. Индивидуальный подбор школ и консультации по всем вопросам экстернатной формы обучения.
Alexander, громадное спасибо за коллекцию ссылок. У меня тоже на эту тему кое-что наработалось. Можно посмотреть здесь: http://www.rodclub.lubodar.ru/chit.htm
Можно я её размещу на той же странице? Со ссылкой на автора и эту страничку, разумеется.
Свой личный опыт в этом у меня тоже есть: мой младшенький в школе не учился с первого класса...
Как оформить и организовать семейное образование (а именно - подготовку детей по школьной программе) - это не проблема. Главное - организовать истинное образовательное пространство в поместье для себя, детей, РОДственников, друзей, т.е. организовать Жизнь! Неорганизованное, стихийное оно и так существует (и мы имеем то, что имеем), а вот продуманно увидеть цель, составить в деталях Образ, обеспечить движение-приближение к нему, наЛАДить постоянное развитие этого образовательного пространства... Вот чем на самом деле должно быть семейное образование, где семья - это поместье и РОД, поселение, страна, Земля, Вселенная :cool:... и т.д.!
Учителями (и со-учениками) автоматически становятся Природа, родители, соседи, педагоги поселения (у нас едва ли не бОльшая часть взрослых в поселении имеет пед. образование :D ) и их жизнь! И все они, договорившись между собой, поддерживают авторитет Семьи, РОДителей, а не ставят его под сомнение (как в системе), порождая разрыв в мировоззрении поколений и поклонение системе.
Весь процесс должен происходить неразрывно с домочадцами, т.е. учимся (живём, трудимся, празднуем...) всей семьёй!
tatiana! Согласна - только домашним... и поселенским!
Я, как бывший препод пед. академии на кафедре укрепления здоровья :o , могу точно сказать, что та налаженная система образования, что принята у нас, не может быть улучшена или исправлена. Этот механизм настолько отлажен, что его модифицировать не удастся! Горький опыт новаторов об этом больше расскажет... Ни один новатор не может похвастаться массовым принятием его и преемственностью в общей системе... Её лучше просто не трогать, она сама себя добьёт... Наша задача: взрастить своё образовательное пространство, где нам, родителям, ещё предстоит учиться быть РОДителями, а значит, учителями, чтобы это пространтсво само себя поддерживало, обучало, было гибким, развивающим и развивающимСЯ. Насколько верными сейчас будут наши устремления покажет время. Но исходить стОит лишь из интересов конкретных детей, семей, в которых они растут, и того образа жизни, что поселение ведёт.
Мы можем лишь собирать копилку находок, делиться ими друг с другом и в Любви своей учиться быть последовательными, целенаправленными.
В будущем мечтаю создать передвижную педагогическую школу, которая сможет готовить учителей для поселенцев из их же среды конкретно для родных поселений.
Ну вот, Остапа понесло...:o
Будет интерес, как-нить продолжу :)
Татьяна, не спорю!
Просто считаю, что формирование Школ в поселениях, обмен опытом, развитие педагогической и родительской культуры по мере своих возможностей, опыта и сил, обнародование их, привлечение внимание общественности к своим результатам... и мн. др. направления, реализующие педагогику будущего - тоже есть исправление ошибок прошлого :) !
Главное - делая своё дело, научиться договариться о совместных действиях в одном направлении, не натягивая одеяло значимости своей деятельности на себя!
Каждый решает сам, чем он может помочь в общем деле. Правда?
Тогда мы и реализуем ту схему, о которой вы говорите!
Недавно в г. Королёве прошёл семинар Анатолия Сторожева (http://anstor.livejournal.com/), на котором собрались родители и педагоги поселений :)...
Много говорить не буду. Скажу лишь одно:
Домашние, семейные, поселенские Школы уже есть! И будущее - за ними!:cool:
http://svityaz.wordpress.com/2011/07/01/о-том-как-мы-учимся-дома/
О ТОМ, КАК МЫ УЧИМСЯ ДОМА
День добрый Всем!
Я знаю, что вопросы обучения детей в домашних условиях в последнее время интересуют многих поселенцев. Эти вопросы актуальны и для нашей семьи. Информацию я стала собирать как только родился первый ребенок — почти 7 лет назад. В памяти откладывалось все — от какой-то незначительной картинки до основных принципов различных методик. Старалась запомнить все, что может помочь сделать обучение маленьких детей интересным. Хочу поделиться с Вами своим опытом обучения дошколят.
Живем мы в поместье уже 4 года. Поселение наше формируется на базе села. Первыми поселись в этом месте семья с мальчиком, которому сейчас 13 лет. Начиная со второго класса он получает образование дома. Через год после нас поселилась семья с девочкой, которой сейчас почти 6 лет. В прошлом году к нам поселилась женщина, у которой сын — студент. Сама она дает уроки английского языка в городе. Еще у нас живет молодая семейная пара без детей, но они приезжают только на выходные.
У нас три сына: старший — Илья (6 и 10м), средний — Никита (5 и 1м) и младший — Даниил (2 и 4м). Начну со старшего. Заниматься мы с ним начали где-то в года 2. Я покупала развивающую литературу, мои родители дарили. Сейчас это все есть в продаже. Занимался Илья с большим интересом, иногда просил несколько раз в день. Почти сразу начал учить буквы, сам заинтересовался, сам спрашивал. Но долго не мог понять как соединять буквы в слова и читать начал только после пяти лет, но уже сейчас читает с выражением и пересказывает прочитанный текст, отвечает на вопросы, анализирует кто как поступил. Счетом тоже сам заинтересовался. В тетрадях Росмэн есть задание, где по порядку нужно соединить пронумерованные точки и получишь картинку. Ему очень нравилось это задание и Илья очень быстро научился считать до 100 и знал, как выглядят числа.
Со средним — Никитой, было посложнее (он левша). Его очень мало интересовали обучающие книги, даже сказки и детские рассказы не слушал. Хотя сам по характеру — большой фантазер. Буквы мы с ним начали учить после четырех лет. За неделю он не смог выучить и трех букв, не мог сосредоточиться, все время отвлекался на картинки в книге. О методике Зайцева я знала, но мы не могли себе позволить купить методический пакет. Я взяла картон, порезала его на карточки, размером 8х13 см и красной гуашью (она тускнеет после высыхания и получается не очень ярко, глаз не режет) написала прямые и обратные слоги с буквой «а». Никита за неделю их все выучил. И я продолжила делать карточки, написала слоги со всеми гласными и отдельно буквы. Через пол-года он читал и сам складывал из карточек слова и небольшие предложения. Я сделала вывод: разные дети по разному могут воспринимать информацию — одним нужно давать методично, малыми порциями, а других —просто завалить информацией.
Математикой мы иногда занимаемся группой. Для этого я сделала карточки, на картоне (формата А-4) написала числа от 0 до 10 и придумала несколько игр:
Большим кругом разложила карточки, дети сели внутрь круга. Каждый придумал себе роль (Марьяна — белочка, Илья — бурундучок, Никита — ежик). И я начала задавать им по-очереди задачки: у белочки было 4 орешка, к ней в гости пришел бурундучок и принес 3 малинки. Сколько всего у них было лакомств к чаю? Они съели по одному орешку и по одной малинке. Сколько осталось? Затем пришел ежик и принес 5 сушеных грибов. Сколько стало? И так далее. Вместо ответа они прыгали к нужной карточке.
Разложила карточки в линию. Детей поставила подальше. Задавала примеры на сложение, вычитание, что больше, что меньше. Кто первый прибегал к нужной карточке — получал приз (иногда это были сухофруктины, иногда мелкие игрушки из детских яиц).
Беру бусины d=1,6 см, кладу какое-то количество в кулачек и, наощупь прошу определить сколько там бусин. Если больше 5, то разрешаю покатать бусины между ладошками.
Беру те же бусины, трясу их у себя в руках, даю им послушать и сказать сколько там бусин, затем выбрасываю на поверхность и через пару секунд закрываю все их руками. Дети должны успеть запомнить их количество. Это упражнение я увидела в фильме «Прекрасная Зеленая». Работаем пока, что в пределах 10 бусин.
На прогулках по окрестностям мы внимательно рассматриваем все, что нам встречается на пути и анализируем, что изменилось с прошлого раза. Иногда садимся, закрываем глаза и называем все звуки, а иногда и запахи, что слышим. Иногда прошу рассказать что полезного дают людям (или животным, птицам, насекомым) деревья, кусты, травы, цветы. Иногда прошу представить, что они превратились в кого-нибудь и рассказать что они будут делать в такой-то и такой-то ситуации. И обязательно благодарим все живое, видимое и не видимое.
По математике я сделала еще несколько видов карточек: для лучшего понимания состава каждого числа и карточки, которые помогли перейти к счету в уме, а не на пальцах.
Был у нас один интересный случай. Задала я старшему задачку на 2 действия со счетом в пределах 10. В уме тогда он считал еще медленно. И, пока Илья решал в уме, Никита выдал ответ первым, сосчитав на пальцах. При этом он просто сидел рядом и что-то рисовал, в занятиях не участвовал. Илье тогда было 6,5 года, Никите не исполнилось и 5 лет. Я была приятно поражена. Я не знаю, или Никита такой по своей природе, или сказывается жизнь в поместье, но занимаюсь я с ним гораздо меньше, чем с Ильей. При этом, знает и умеет он больше, чем Илья в таком-же возрасте. Каким будет младшенький — посмотрим. Пока он себя проявляет тем, что проказы и шкоды его более изощренные, чем были у старших братиков и такое впечатление, что ребенок не знает страха вообще.
Дети очень любят рисовать и делать объемные поделки из картона. По этому предмету есть тоже одно очень интересное упражнение. О нем я знала еще 10 лет тому назад, когда мой крестник ходил в группу творческого развития детей. Нужно взять чистый лист бумаги, в каждую руку по карандашу, ручке или фломастеру (что удобней для ребенка) и одновременно, двумя руками рисовать. Начать нужно с простых фигур: круг, треугольник, квадрат, затем плавно усложнять задания. Можно одновременно рисовать правую и левую стороны жучка, стрекозы, бабочки. И главное — ни в чем не ограничивать ребенка. Во время такого задания работают сразу два полушария головного мозга. При обычном рисовании только одно.
Три года тому назад я ехала с группой детей во Львов. Там были 2 девочки и 1 мальчик 9 лет, соседский Владик и Илюша, которому тогда было 4 года. Ехали мы больше суток, да и еще в плацкартном вагоне. И, чтобы дети своим поведением не досаждали другим пассажирам, я придумала им такое задание: нарисовать фантастическую рыбу, бабочку, цветок и т. д. После каждой серии рисунков мы все вместе обсуждали кто проявил большую фантазию, у кого лучше техника рисунка, кто аккуратнее всего рисует, у кого приятнее цветовая гамма. Я спрашивала зачем нужна та или другая часть тела, почему именно такого цвета? Им это так понравилось, что требовали от меня все новых и новых заданий. Моя фантазия работала на пределе, а их — росла с каждым новым рисунком. Это задание я планирую применять когда дети немного подрастут.
Больше всего меня интересовал вопрос: как наши дети будут общаться в большом коллективе детей? Ведь в повседневной жизни они общаются только с Марьяной и Владиком. Раз в году они ездят в гости к бабушке на 2 месяца покупаться на море, где общаются с кузиной (ей сейчас 12 лет) и с 2-3 соседскими мальчиками. И вот в прошлом году летом мы побывали в детском семейном лагере, который организовали наши единомышленники из другого поселения. Там было 4 девочки (5, 7, 10 и 12 лет) и 10-12 мальчиков (от 4 до 13 лет). Дети, старше 6 жили вместе с воспитателем в отдельных больших шалашах, младшие – с родителями в палатках. И в эту разновозрастную ватагу ребятишек Илья просто влился. Никита общался только с меньшими детками. Я там давала уроки по плетению игрушек из бисера. Самое интересное, что этим занятием заинтересовались почти все мальчики (кроме малышей) и ни одной девочки. Были мы в лагере неделю, дети конечно-же не прочь были остаться еще. Подробнее об этом лагере можно узнать на сайте www.lado.at.ua
Зимой, когда дети проводят больше времени в доме, Илья заинтересовался игрушками из бисера. В его личной коллекции уже 4 игрушки: паук, стрекоза, лебедь и белочка, фазан для подарка Марьяне в процессе изготовления. Паучка Никита осилил, стрекозу плели вместе с Марьяной, ей это тоже очень понравилось, но Никита не осилил — пришлось доделывать мне.
Когда Илья приходит в гости к Марьяне, он там, что называется «отрывается» на лепке из пластилина. Марьяна очень любит этим заниматься и лепит очень мелкие, но характерные фигурки. А у нас, пока Даник маленький, на пластилин табу. Но летом, во дворе они все вместе очень любят возиться с глиной.
А недавно Владик всех детей заинтересовал одним химическим опытом — выращивание кристаллов. Все вместе готовили раствор, а затем следили как они нарастают. Одни наросли за сутки, другие за неделю.
Физическую подготовку мальчишек курирует муж. Они отжимаются, качают пресс. Иногда приходит Владик и показывает, что он умеет, тем самым стимулирует их интерес. В саду начали строительство детско-спортивного городка. Пока, что там имеется наклонная лестница, переходящая в рукоход, а спуск по гладкому канату и канату с узлами; 2 веревочные лестницы — узкая и широкая и бревно. В дальнейшем планируются кольца, подвесной турник, вертикальная сетка, стенка для альпинистов, подвесной мостик, ну и, конечно-же — качели.
Недавно мы с Илюшей прошли одно испытание. Пожалуй, это было больше испытание для меня, чем для Ильи. Мы поступили в школу дистанционного образования, созданную при 31 общеобразовательной школе г. Симферополя. При поступлении с детьми общаются педагог и психолог. На каждого ребенка заводится партфолио: фотографии с кружков, которые посещает ребенок, грамоты с соревнований, выставок. Илюшу взяли сразу во второй класс. На радостях он подарил директору школы, Ольге Николаевне, своего лебедя из бисера. Об этой школе мы узнали от семьи Фуниковых из Печенег. У них в этой школе учится двое детей. Более подробную информацию о школе можно получить на сайтe: http://www.school31.crimea.edu/
В повседневной жизни далеко не все так гладко, как на бумаге. Случается все: и слезы, и уговоры, и объяснения необходимости учиться и вести себя так, чтобы никого не расстраивать и не обижать. Так, что приходиться прилагать максимум усилий, чтобы не сорваться на крик. В этом отношении мы с мужем стараемся успокаивать и поддерживать друг друга. Без взаимопонимания было бы очень тяжело. Да и с соседями и друзьями-единомышленниками обмениваемся разной информацией, спрашиваем совета.
А это список литературы, которой я пользуюсь во время занятий с детьми:
Инна Светлова «Большая книга по развитию памяти малыша», «Большая книга на развитие интеллекта малыша» Москва, Эксмо.
С. Е. Гаврина и др. «Логика», Москва, Эксмо. Home page: www.eksmo.ru
e-mail: info@eksmo.ru
Большая книга дошкольника Москва, Росмэн. www.rosman.ru
2 большие тетради с играми, головоломками, загадками, примерами «1000 игр с карандашом» и «1000 игр. Умные игры», Москва, Росмэн.
Методические пакеты с обучающими пазлами «Учимся читать», «Учимся считать» издательский дом Нева, Олма-пресс.
Издательство «Ранок» www.ranok.com.ua и издательство «Навчальна книга — Богдан» www.bohdan-books.com предлагают много рабочих тетрадей по разным предметам, разной сложности и на разный вкус.
На последок хочется привести несколько цитат из Агни Йоги:
"Следует в школах ввести беседы о причинах и следствиях. Пусть руководитель задаст причину, а ученики придумают следствие. При таких беседах выявятся и качества учеников. Можно вообразить много следствий от одной причины. Лишь расширенное сознание почует , какие следствия будут соответствовать всем привходящим обстоятельствам. … Пусть от детского возраста молодежь привыкает к следствиям сложным и к зависимости от пространственных мыслей. Не следует полагать, что дети должны быть ограждены от мышления."
Братство, 144.
"В школах должен быть введен предмет — синтез науки. Из него учащиеся усмотрят, как тесно связаны многие отрасли познания. Они увидят, как велик круг наук! Они поймут, что каждый ученый соприкасается с целым рядом научных областей. Если он не может вполне познать их, то, по крайней мере, должен понимать их задачи. При ознакомлении с синтезом учащиеся смогут сознательнее выбрать свою ученую деятельность. … Не следует думать, что такой синтез может быть воспринят лишь в старшем возрасте. Именно в начальных занятиях дети особенно легко усваивают широкие взгляды. Конечно, изложение такого синтеза должно быть увлекательно."
Братство, 426.
"Полезно в школах задавать содержание целых историй с вопросами, ка бы поступили ученики на месте героев? Нужно не вкладывать в учеников ответы, наоборот, открыть поле всяких соображений, так учащиеся вступят на первые испытания. Потому нужно с первых лет приучать к свободному выбору последствий."
Сердце, 241.
"Наблюдательность есть одно из огненных качеств, но она вовсе не легка и накапливается также медленно, как и сознание. … потому всеми силами вводите наблюдательность уже в школах для малолетних. Час, посвященный наблюдательности, будет истинным уроком жизни. И для учителя этот час будет уроком находчивости. Начинайте утончение наблюдательности на самых обиходных предметах. Было бы ошибкой скоро направлять учеников в высшие представления. Если для начала ученик сумеет наблюсти обиход комнаты, это уже будет достижением. … Предложим ученику пробежать через незнакомое помещение и все же сосредоточить наблюдательность. Так можно открыть слепоту и утвердить истинное зрение. Для всех чувств нужно составить программу упражнений. Дети очень любят такие задания. Уносят эти упражнения сознания в высшие сферы. Самый обычный обиход будет преддверием к самому сложному. Представьте себе восторг малыша, когда он воскликнет: «Я еще увидел!». В этом «еще» может заключаться целая ступень."
Мир огненный. Часть первая, 69.
"Самообладание есть очень сложное качество. Оно состоит из мужества, терпения и сострадания. Но мужество не должно переходить в гнев, сострадание не должно граничить с истерией, и терпение не должно быть ипокритством. … В школах следует ставить ученика перед лицом самых неожиданных обстоятельств. Преподаватель должен следить, насколько сознательно принимаются впечатления. Это не будет суровая спартанская школа физической выносливости и находчивости, но это будет впечатление из сердечной энергии, чтобы понять вещи с достоинством."
Мир огненный. Часть первая, 634.
"… очень важно, чтобы как можно больше производилось опытов с воздействием звуков, цвета, аромата. Уже в школах можно производить многие полезные исследования."
АУМ, 221.
Успехов Всем на этом трудном, но таком интересном пути — самостоятельном обучении детей!
ДА БЛАГОСЛОВИТ ВАС ГОСПОДЬ ВО ВСЕХ ВАШИХ СВЕТЛЫХ НАЧИНАНИЯХ!
Кира Соколова,
пос.Свитязь-Хорошие соседи, Харьковская область.
Июнь,2011.
erika.strelka@gmail.com
vBulletin® v3.8.1, Copyright ©2000-2022, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot